Музыкотерапия как здоровьесберегающая
технология.
Сегодня перед
школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся,
т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих
технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и
усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с
недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к
хронической перегрузке учащихся, падения интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Музыкальная
терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые
сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так
и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными
возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий
в начальной школе.
К
здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы,
технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу
здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Сохранение
здоровья учащихся – важное направление работы современного учителя музыки. Оно
обозначено лишь в некоторых программах. Одной из таких программ является
программа по музыке автора Б.С. Рачинской «Путешествие в страну музыки».
По результатам
Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, доля
здоровых детей в целом снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество имеющих
хронические патологии, - их теперь 16,2%. По результатам обследований
школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает
10%, в старших – 5%, у 80% школьников нарушена социальная адаптация. Нас
ожидает катастрофа, не сравнимая с самой ужасной техногенной катастрофой.
История оставила
немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен
терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах
музыки человечество узнало еще из Библии. Выдающийся психоневролог академик
Бехтерев считал: «…музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение,
устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость». Западные ученые,
проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению:
некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к
снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее
идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют
вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют
на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину
дыхания. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов –
мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Лечение посредством музыки стало называться «музыкотерапией».
В России
музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт
остается фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того,
в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов,
врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. Эксперименты
ведутся в нескольких направлениях:
- влияние
отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
- влияние музыки
великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений
композиторов;
- воздействие на
организм человека традиционных народных музыкальных направлений.
Наряду с
музыкотерапией на уроках музыки используется ритмотерапия.
Танец, мимика и
жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и
переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку
и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное
напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что
снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и
легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает
определенный психотерапевтический эффект.
Большое внимание
на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос,
которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика,
быть естественным и выразительным. Голос, это своеобразный индикатор здоровья
человека. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил
внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило,
имеют крепкое здоровье.
На уроках музыки
постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок своим
голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно
развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в
течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога
или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается
детям с заболеванием дыхательных путей. После занятий вокалотерапией, дыхание
становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит
работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых
упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой
системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы,
мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких
например, как бронхиальная астма, уже рассматривались на научном уровне. К тому
же было доказано, что вокалотерапия является «методом активации неспецифической
резистентности (устойчивости) организма».
Многолетние
исследования ученых убедительно доказывают: эра классической медицины, микстур,
пилюль и уколов уходит в прошлое. В авангарде медицинской науки оказываются
технологии волновой терапии и одна из перспективнейших методик – звукотерапия.
Каждый человек с
рождения является обладателем терапевтического аппарата, способного исцелять
любые болезни. Этот аппарат – голос! Овладев определенными навыками, каждый из
нас звуками может настраивать свой организм, входя в резонанс с самим собой и
окружающим миром, сообщая телу правильные здоровые вибрации.
При помощи звука
голоса мы можем вернуть утраченную гармонию, настроиться на ритм, частоту и в
буквальном смысле войти в резонанс с природой, с Землей, восстановить
физическое и душевное здоровье, черпать творческие силы из неиссякаемого
источника – «поющей» Вселенной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.