Роль биологии
в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей
культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании
своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Новая
«информационная» эпоха ставит сегодня перед школьным образованием новую
проблему – подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном
обществе.
Внимание
акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы,
самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в
окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование
сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую
культуру. Курс биологии вносит большой вклад в решение следующих задач:
·
овладение учащимися знаниями о живой
природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
·
формирование на базе знаний и умений
научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
·
гигиеническое воспитание и формирование
здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного
здоровья человека;
·
формирование знаний о биологических
закономерностях, связях между живыми организмами, об эволюции, причинах
видового разнообразия как основах экологической грамотности;
·
установление гармоничных отношений с
природой, обществом, со всеми живыми организмами, понимание жизни как высшей
ценности.
На
реализацию задач, стоящих перед биологическим образованием, направлено его
содержание, изложенное в образовательных программах, учебниках. Я преподаю
биологию по авторской программе Пасечника В. В.
В
переходный период, когда федеральные образовательные стандарты проходят стадию
обсуждения, необходимо руководствоваться документами, обеспечивающими
эквивалентность образования в общеобразовательных учреждениях.
К
ним в первую очередь относятся:
Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений
Обязательный
минимум содержания основного общего образования"
"Об
утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего
образования" Он включает систему знаний об уровнях организации живой
природы от клетки до биосферы, о строении, функционировании и развитии
биологических систем, многообразии и эволюции органического мира, методах
изучения живой природы, практическом значении биологических знаний для развития
сельского хозяйства, селекции, биотехнологии, медицины, охраны природы, личной
и общественной гигиены человека.
Основные
нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета
«Биология»:
-
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего
(полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта
2004 г.);
-
Обязательные минимумы содержания основного и среднего (полного) общего
образования по биологии (приказы МО России №1236 от 19 мая 1998 г. и №56 от 30
июня 1999 г.);
-
Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений
соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
-
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по
биологии;
На
реализацию задач, стоящих перед биологическим образованием, направлено его
содержание, изложенное в образовательных программах, учебниках.
В
состав УМК для каждого класса входят:
Учебник
биологии
Рабочая
тетрадь для учащихся
методическое
пособие для учителя с электронным приложением на компакт-диске «Электронные
материалы к урокам биологии».
Литература
для дополнительного чтения по биологии
Я
преподаю биологию по авторской программе Пасечника В. В., но на каждом уроке
пользуюсь дополнительным материалом.
Цель
школьного предмета «Биология» – дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые
биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными
основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их
излишней информацией.
Структура школьного предмета "Биология".
Предмет
«Биология» в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все
основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и
человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение
жизни, антропогенез и пр.
Структура
школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых
содержание биологического образования школьников распределено по темам,
разделам и годам обучения.
В
истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного
изучения биологического материала по объектам живой природы: растения,
животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего
закономерности природы на разных уровнях ее организации.
Изучению
биологии предшествует курс природоведения в 5 классе, который, в свою
очередь, опирается на знания учеников начальной школы о предметах и явлениях
окружающей природы, элементарные сведения об организме человека. На базе
начальных знаний о неживой природе строится программа изучения растений,
бактерий, грибов и особенностей природных сообществ.
В
6 классе начинают систематическое изучение основ биологической науки. Учащиеся
узнают о том, что растение - живой организм, имеющий особые органы, которые
выполняют в жизни растения определенные функции; знакомятся с многообразием
растений, их усложнениями в процессе исторического развития, с царствами
растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному
обитанию в природных сообществах.
Изучение
курса биологии в 6 классе подготавливает учеников к восприятию материалов о животном
мире, как о царстве живых существ, более сложных по сравнению с растениями,
бактериями и грибами.
В
7 классе изучаются животные. Не нравится структура построения программного
материала. Дело в том, что сначала изучаются общие морфологические признаки
животных, а в конце года изучаются системы органов сразу всех изученных
организмов, что затрудняет восприятие материала учащимися. В голове происходит
путаница. Поэтому я при объяснении нового материала рассказываю и о внутреннем
строении представителей того или иного класса. А в конце года ребята закрепляют
знания.
Изучение
животных готовит школьников к освоению курса "Человек" ("Человек
и его здоровье"); возможность использовать сравнение помогает усвоить
качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной
сущностью. Завершается биологическое образование в средней школе курсом
"Общая биология". В нем излагаются общие закономерности и свойства
жизни, ее возникновение, развитие и зависимости. При этом общие биологические
свойства природы рассматриваются на примере представителей всех царств
органического мира. Для этого привлекаются (актуализируются и применяются в
новой ситуации) знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах,
полученные в предшествующих курсах. Определенная последовательность в
содержании биологического образования в средней школе позволяет возвращаться к
обсуждению сложных и важных вопросов общебиологического плана в заключительном
курсе биологии на новом этапе обучения, углубляя, расширяя и обобщая круг
необходимых научных знаний и способов деятельности. При этом на деле
реализуется преемственность биологических курсов и уровней обучения
(начального, базового и полного среднего образования).
Сложившееся
в средней школе распределение учебных материалов по курсам биологии и
последовательное расположение их в этом в методике обучения биологии считается
педагогически целесообразной структурой общего биологического образования
школьников.
Такая
последовательность системы курсов по годам обучения с постепенно возрастающей
сложностью учебного материала является объективной, научной и дидактически
обоснованной, так как позволяет изучать предмет в условиях постепенного
развития системы биологических понятий и постепенного повышения сложности
учебного содержания.
Примерно
такая же последовательность курсов в предмете "Естествознание" была
заложена в свое время В.Ф. Зуевым в учебнике "Начертание естественной
истории", ей следовал А.Я. Герд в своих программах, статьях и учебниках по
естествознанию. В последующие годы практически все программы биологического
образования сохраняли эту последовательность курсов.
Педагогика
выделяет несколько типов структурирования содержания образования. Один из них -
линейное построение предмета. В этом случае все учебные материалы
располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого
учебного содержания. При этом каждая часть (тема, курс) изучается только один
раз. Другой тип - концентрическое построение учебного предмета, в этом
случае происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый
раз на новом более высоком уровне изложения. Третий тип структуры - спиралеобразное
построение школьного предмета. Его особенность заключается в том, что
учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не
линейно, а по спирали, т.е. неоднократно возвращаются на новом более высоком
витке (уровне) к тому же содержанию (при обсуждении ряда крупных
мировоззренческих вопросов), расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом
человеческой деятельности. В последние годы появился четвертый тип
структурирования учебного содержания - модульный. Он характеризуется
тем, что целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным
модулям. Например, по таким модулям, как содержательно-описательный,
операционно-деятельный, мировоззренческий, профилирующий,
контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.