Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтатья "Изучение творчества Белгородских поэтов во внеурочное время"

Статья "Изучение творчества Белгородских поэтов во внеурочное время"

Скачать материал

С.В. Ефимова

учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Белгородская область, Ракитянский район,

 с.Нижние Пены

 

Изучение творчества Белгородских поэтов во внеурочное время

 

Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие,

обучая их слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза,

но не перегружайте их мозг.

Достаточно заронить в него искру,

огонь сам разгорится там,

где для него есть пища.

                                                                  А.Франс

 

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях. [4,с.57]

Исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность  учащихся. Результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

 В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов:

-         Л.С.Выготский - культурно-историческая теория,

-         И.Я.Лернер- идеи проблемного обучения

-         В.В.Давыдов концепция развивающего обучения,

-          Н.Г.Алексеев- теория рефлексивного мышления,

-          В.И.Слободчиков- идеи о развитии субъектности в онтогенезе.

Цель организации научно-исследовательской работы обучающихся — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, обладающей навыками исследовательского поиска, выявление и поддержка одаренных школьников. 

Задачи:

- обучение работе с научной литературой;

- воспитание активной гражданской позиции;

- развитие аналитических способностей, в том числе способностей к анализу и обобщению результатов собственной работы и к подведению итогов научно-исследовательской и творческой деятельности;

- развитие способности формулировать свое мнение и аргументировать его;

- формирование чувства ответственности за порученное дело;

воспитание уверенности в себе, осознание значимости выполненной работы. [5,с.81]

В решении педагогических задач по изучению родного края большую роль играет школьный краеведческий музей. Этот школьный уголок даёт возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы  учащихся.

Рассмотрим пример исследовательской работы ученицы 11 класса Косторной Н.:

«В нашем школьном краеведческом музее хранится множество интересных экспонатов. В экспозиции, посвящённой памяти поэта Алексейченко А.Д., можно увидеть его фотографии, черновые записи, сборники стихотворений. Заинтересовавшись творчеством моего земляка, я изучила все его стихотворения и увидела, с какой любовью Алексей Дмитриевич вспоминает свое детство в родном хуторе и с острой болью говорит о вымирании родного уголка, в котором легко узнается гибнущая жизнь множества российских сел и деревень сегодня.  Поэтому тема моей исследовательской работы: Деревня как песнь и боль души в лирике Алексейченко А.Д. Цель работы: Изучить творчество Алексейченко А.Д.

Задачи работы: 1.Изучить литературное творчество Алексея Дмитриевича. 2. Проанализировать описание малой родины в разные периоды творчества поэта. 3. Рассмотреть приемы изображения образа деревни. 4. Выявить характерную особенность в описании малой родины Алексейченко А.Д. Объект изучения – лирика Алексейченко А.Д. Предмет изучения – изображение родной деревни в творчестве поэта. Рабочая гипотеза – лирика Алексейченко А.Д. как самобытное и актуальное явление требует изучения. Новизна данной работы заключается в том, что, по нашим сведениям, никто не исследовал эту тему. Необходимо систематизировать все сведения о поэте и записать их.  Актуальность работы заключается в изучении лирики Алексейченко А.Д., так как данное изучение может дать интересный материал об особенностях художественного стиля, о характере творчества поэта, что в свою очередь поможет понять особенность  личности земляка и своеобразие его творческой лабора­тории.

Анализируя стихотворения, в которых поэт вспоминает свое детство, я увидела, что Алексейченко А.Д. часто использует ассонанс (повторение однородных гласных звуков [о], [е]) которые передают ощущение простора полей, в изображении сельской жизни присутствует тишина, безветрие, запах хлеба, тепло печки. А в стихотворениях, где поэт говорит с болью о гибели деревни, свищет ветер, изображены пустые амбары, дорожка, заросшая повителью. С особой теплотой и любовью поэт рассказывает о своем родном хуторе. В этих стихотворениях образ малой родины является центральным:

Хутор Никольский – моя родовая деревня.

 Копны на поле и кони пасутся в логу.

Так же как раньше, шумят в огороде деревья,

Так же как раньше ловлю вороных на бегу…

Хутор Никольский – Отчизна насущного хлеба,

Родина сердца и песня души на заре… [1,с.13]

В стихотворении «Хутор Никольский – моя родовая деревня» малая родина  изображается живописно. Особую роль играют звуковые образы, созданные с помощью ассонансов и аллитерации (повторение однородных гласных звуков [о], [е] и согласного звука [ш]), которые передают ощущение простора полей и шум деревьев. Цветопись («поля зеленеют», «звенит синева») воссоздает образную картину деревенской природы. Анафора соединяет два временных отрезка- настоящее время и детство поэта:

Так же как раньше шумят в огороде деревья,

         Так же как раньше ловлю вороных на бегу.

Ключевым моментом в стихотворении является вопрос, в котором звучит недоумение автора и сожаление о нелепо прожитых своих годах вдали от своего родного края. Ответ, где Алексейченко с гордостью говорит, что хутор Никольский  – Отчизна насущного хлеба, Родина сердца и песня души на заре, звучит как утверждение. В финале стихотворения сосредоточена вся сила не только произведения, но и всего творчества Алексейченко А.Д.

В стихотворении «Посиделки», написанном в 2001 году говорится о жизни села на тот момент. Автору больно, что в его родном хуторе осталось 12 жилых домов, жители хутора- бабушки, доживающие свой век:

А метель метёт по лугу,

Но на пару судных слов

Ходят бабушки друг к другу

Из двенадцати дворов. [3,с.10]

В стихотворении «Изба» мы также  видим трагическую картину:

Постройки отданы под слом,

Разобран в центре сельсовет…

В сравнении «как ветхий крест» автор показал, что домов в родном хуторе не осталось. Поэт, сравнивая себя с бабочкой, которая летит на свет, также летит и стремится к своему отчему дому. Эта стремительность усиливается глаголом «лечу», который используется дважды во второй строфе. Финал стихотворения  наполнен разочарованием:

Лечу, как бабочка на свет,

И … разбиваюсь о стекло. [2,с.33]

В ходе исследования я сделала для себя следующее открытие: деревня – центральный образ многих стихотворений Алексейченко А.Д. В этом образе сосредоточена огромная любовь и привязанность поэта к своей малой родине, своим корням. Поэзия Алексея Алексейченко не оставляет читателя равнодушным, ведь в её основе – привязанность к родным местам и народная жизнь, такая, какая она есть.

Поэт чувствует родство с бескрайними родными просторами, и в этих стихотворениях образ поля символичен, что, возможно, и станет темой для моей следующей исследовательской работы:

От жажды, устали и боли,

И буду, видимо, я прав,

Что убегу в просторы поля,

За вечной музыкою трав.

Там боль мою уймёт земля,

Там ждут меня коса и плуг.

Опять в моей душе поля,

А в сердце – васильковый луг… [2,с.33]

Творчество Алексейченко А.Д. раскрыло мне не только талант и самобытность поэта, но и личность моего земляка».

Таким образом, можно утверждать, что исследовательская деятельность во внеурочное время оказывает благотворное влияние на развитие творческого мышления, на познавательную активность учащихся, формирование  чувства любви к родному краю.

      

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.            Алексейченко, А, Д. Мельница. –  Белгород: Крестьянское дело,1998

2.            Алексейченко, А.Д. Изба. –  Белгород: Крестьянское дело,2000

3.            Алексейченко, А.Д. Тополиный пух. –  Белгород: Везелица,2004

4.            Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

5.            Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Изучение творчества Белгородских поэтов во внеурочное время""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни.

 

Исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность  учащихся. Результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 304 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 356
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ефимова Светлана Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ефимова Светлана Вадимовна
    Ефимова Светлана Вадимовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8080
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 365 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе