Клюшина
Жанна Викторовна,
учитель
физики МБОУ СОШ №37,
г.
Шахты Ростовской области
Использование
цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса по физике
Учитывая,
что основная цель современной школы и учителя – создание условий для
самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого
ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями,
последние два года проводила педагогическое исследование по теме: «Развитие
творческой познавательной активности учащихся на уроках физики средствами
современных информационно-коммуникационных технологий».
Считаю,
что решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е.
организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика,
сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные
технологии, в частности, это цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Физика
– наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных
работ. Но необходимо, отметить, что невозможно показывать эксперименты,
требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом
случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные
работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры
опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать
увиденное, делать соответствующие выводы.
При этом следует
подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается
не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его
дополнение. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне
возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся
вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы
быть изучены без использования интерактивных моделей.
В наше время
учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность,
ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе
помогают электронные образовательные ресурсы.
Электронные
образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации
и дифференциации обучения;
- стимулирования
разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания
навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли
ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного
исследователя.
Вопросы
изучения и исследования:
1. Использование
ЦОР и ЭОР для организации домашней самостоятельной работы учащихся для
закрепления и углубления знаний.
2. Использование
ЦОР и ЭОР для организации домашнего эксперимента, как необходимого условия
формирования познавательных интересов через организацию учебно - познавательной
деятельности обучающихся.
Возможности
применения ЭОР по уровню деятельности следующие:
Уровень
деятельности
|
Примеры действий
учителя
|
Примеры действий
учащихся
|
Пассивный
|
Показ
рисунков и фотографий из мультимедийных курсов
|
Чтение с
экрана текста из мультимедийных курсов
|
Показ
интерактивных моделей и задание учащимся вопросов
|
Просмотр
интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя
|
Деятельностный
|
Работа с
интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ
|
Выполнение
лабораторных работ
|
Организация
тестирования
|
Выполнение
тестовых заданий и решение задач
|
Творческий
|
Задания
учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде
|
Самостоятельное
исследование
|
Создание
учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного характера
|
Типы
ЭОР, используемых при подготовке и проведении различных типов уроков
Тип урока
|
Цель урока
|
Типы ЭОР
|
ЭОР
|
ЦОР
|
Изучение
нового материала
|
формирование
первичного представления или системы представлений (в зависимости от
сложности изучаемого объекта) о физическом объекте или явлении;
|
- все
типы информационных модулей;
-
практические модули определенных типов: лабораторная работа; работа с
интерактивными моделями;
|
-
анимации;
-
параметризованные модели-задачи;
-
демонстрационные модели;
|
Закрепление
знаний и формирование умений
|
первичное
усвоение изученных элементов содержания.
Основной
вид деятельности – воспроизведение формулировок и выполнение заданий по
образцу.
|
-
практические модули:
практикумы,
включающие решение простейших задач по теме;
|
-
виртуальные практикумы;
- интерактивные задачи по физике;
|
Применения
знаний и умений на практике
|
формирование
умения использовать полученные знания и умения для решения проблем;
|
-
практические модули: практикумы, включающие в себя решение задач,
лабораторные работы;
|
-
интерактивные лабораторные работы по физике;
-
интерактивные задачи по физике;
- модули
для коллективной работы;
|
Обобщения
и систематизации знаний
|
включение
изученных знаний и умений в систему ранее изученных физических фактов;
|
-
информационные;
-
комбинированные;
-
практические: исследовательские работы; решение задач разного уровня
сложности, в том числе повышенного;
|
-
описание опытов, лабораторных работ по физике, выходящих за пределы школьной
программы;
- наборы
задач повышенной сложности;
|
Организация
контроля
|
установление
уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме; установление
путей коррекции достигнутого уровня знаний и умений;
|
контрольные
разных типов;
|
тесты по
физике;
|
Работа с ЭОР легко
вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды
учебной деятельности:
1)для
моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;
2)обучающие
программы для самостоятельной работы школьников;
3)для диагностики
и контроля их знаний;
4) во внеурочной
деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.
Способствует
формированию компетенций:
1)изучение нового
материала;
2) поиск
информации;
3) обработка
информации;
4) адаптация к
окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.
Качество знаний
при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном
использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Использование ЭОР
раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и
тем самым изменения ролей учителя и ученика.
Ссылки
на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
1)http://school-collection.
edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
2) http://www.
ict. edu. ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»);
3)http://www.
microsoft. com/Rus/Education/PiL/Default. mspx (Партнерство в образовании.
Информационный портал Microsoft для образовательных учреждений);
4)http://www.
fsu-expert. ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный
совет по учебникам МОН РФ);
5)http://fiz.1september.
ru/ (Электронная версия газеты «Физика»);
6)http://archive.1september.
ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию
физики в школе. Архив с 1997 г.);
7)http://www.
physbook. ru/ (Электронный учебник по физике);
8)http://www.
physics. ru/ (Открытая физика. Физикон);
9)http://www.
fizika. ru/index. htm (Сайт Физика. ру);
10)http://astronom-ntl.
narod. ru (Сборник материалов по физике и астрономии) ;
11)http://physics.
nad. ru/ (Физика в анимациях);
12)http://www.
uroki. net (Все для учителя);
13)http://www.
twirpx. com (Сайт для студентов, аспирантов и преподавателей);
14)http://www.
ucheba. com (Образовательный портал «УЧЕБА»);
15)http://www.
ege. ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ);
16)http://www.
curator. ru/e-books/physics. html (Обзор электронных учебников на CD-ROM);
17)http://www.
n-t. org/ (Наука и техника: электронная библиотека);
18)http://phdep.
ifmo. ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11
классов);
19)http://www.
gomulina. orc. ru (Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет);
20)http://www.
cacedu. unibel. by/partner/bspu/ (Федеральные тесты по механике);
21)http://n-t.
ru/nl/fz/ (Лауреаты нобелевской премии по физике);
22)http://www.
phizik. cjb. net/ (Школьный курс физики);
23)http://class-fizika.
narod. ru/ (Классная физика).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.