Процедура интегрирования материала разных
уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и
межцикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но путь к ней.
Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри
самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение
дидактических единиц.
Известно также, что есть опережающие связи
как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается
материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при
которых материал из разных дисциплин изучается в одно и тоже время.
Преимущества интеграции на уроке
1. Мир, окружающий детей, познается ими
в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные
на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом
явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2.Интегрированные уроки развивают потенциал
самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,
мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они
способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать
выводы.
3.Интеграция дает возможность для
самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
4.Интеграция является источником нахождения
новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.
К использованию интегрированного урока
учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
1.при обнаружении дублирования одного и того
же материала в учебных программах и учебниках;
2.при лимите времени на изучение темы и
желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
3.при изучении межнаучных и обобщённых
категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов,
охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
4.при выявлении противоречий в описании и
трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
5.при демонстрации более широкого поля
проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
6.при создании проблемной, развивающей
методики обучения предмету.
Работая в режиме шестидневной недели, я
имею возможность преподавать информатику с 3 по 11 класс. В 3, 4 классах
работаю по УМК Матвеевой Н.В., 5-7 классы по УМК Босовой Л.Л, 8-9 по
учебникам Семакина И.Г., а 10 и 11 классы по учебнику Угриновича Н.Д.. Так же
я преподаватель математики, в этом году преподаю математику в 9, 11 классах,
имею опыт работы в преподавании физики в 7, 8 классах. На уроках информатики
я стараюсь осуществлять межпредметные связи с другими предметами в ряде тем
следующим образом:
1.Информатика и математика:
а) Математические модели (решение задач с помощью уравнений) 7 класс
б) Кодирование информации (координатная плоскость) 5 класс
в) Решение логических задач табличным
способом (5-7 классы)
г) Преобразование, обработка числовой
информации с 3 класса
д) Наглядные способы представления
информации: таблицы и схемы с 3
класса, диаграммы
с 5 класса
е) Калькулятор (приближенные вычисления) 5
класс
ж) Алгоритм с 4 класса
з) Реальная математика в электронных
таблицах, статистические формулы с 5 класса
2.Информатика и физика:
а) применение электронных таблиц
при выполнении расчетов в лабораторных работах, построение графиков
3.Информатика и русский язык:
а) Создание алгоритмов
различных структур, например к теме «Не с разными частями речи»
Обучающимся в качестве домашнего задания
предлагается создать алгоритмы по другим правилам русского языка, используя
различные алгоритмические структуры.
б) Правила
набора/правописания текста
в) Имя объекта (общее, собственное)
г) Кодирование информации, используя
кодовую таблицу сопоставления буквам русского алфавита их порядковых номеров.
4.Информатика и английский язык:
а) Правила
правописания текста
б) Знание служебных клавиш (на английском
языке)
в) Программирование на языках (HTML, VBasic)
г) Кодирование информации, используя
кодовую таблицу сопоставления буквам английского алфавита их порядковых
номеров.
5. Информатика и история, биология,
окружающий мир, география, литература и другие общеобразовательные предметы. Теоретический материал из содержания
учебников по данным предметам, обучающие используют на практикумах по
созданию таблиц, кроссвордов, схем, диаграмм, презентаций, электронных
таблиц, баз данных, как во время работы на уроке, как и при выполнении
домашних заданий, итоговых проектов. И это ещё не все примеры.
Хотелось бы более тесного взаимодействии
с учителями предметниками, что позволило бы ещё более объёмно использовать
интеграцию информатики и ИКТ с другими предметами.
Для этого в образовательную программу школы
необходимо внести возможные изменения, избежать дублирования тем, проводить
интегрированные уроки, решая задачи по реализации цели «…интегрирующей
роли информатики в системе учебных дисциплин;..», (необходимо
использовать опыт работы других образовательных учреждений, а такие есть и в
Архангельской области).
Практика
показывает плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего
развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе
должна начать разрабатывается единая альтернативная программа обучения всем
или почти всем учебным предметам, при внедрении которой, интеграция будет
являться дидактическим принципом обучения. На этом этапе интегрированного
обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная
реализация в рамках и нашей школы будет переходом на новый качественный
уровень образования.
Литература.
1)Соколова Т.В. Интеграция в образовании: преподавание
предметов ЕНЦ и математики в ОУ НПО// учебное пособие. 2008. С.5-12
2)Белокашина Т.К. Актуальные вопросы
инновационной деятельности школ и дошкольных учреждений.// Материалы
региональной научно-практической конференции. 2008. С.5-7.
3) Колин,
К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и
образование. - 2007. - №6. - С.46 – 57.
4)Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. - М.: 1996.
5) Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий
в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева / / Начальная
школа. –2006. – № 8. - С. 48-51.
6) Браже, Т.Г. Интеграция предметов в
современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С.
150-154.
7)Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как
интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С.
24-28.
8) Иванова, М.А. Межпредметные связи на уроках
информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование.- 2005.
- №5. - С. 17-20.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.