Интегративный подход в системе общего и
дополнительного образования, как основа формирования социально активной
личности школьника
Степанова М. А.
В
настоящее время, когда в России идёт процесс определения ценностных ориентиров,
ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня,
общепризнанных, традиционных для России идеалов и приоритетов, национальной
идеи. Это важно для области, для страны, для общества в целом, и для становления
молодого человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям,
осмыслить своё место в жизни. Решение поставленных задач осуществляется через реализацию
ФГОС среднего (полного) общего образования в России. На данном этапе качество
образования во многом зависит от возможностей школы, социума предоставлять
ребёнку спектр образовательных услуг. В связи с этим условия реализации ФГОС
предполагают интеграцию общеобразовательных школ, учреждений дополнительного
образования детей, культурно-просветительских учреждений, создание единого
образовательного пространства, где каждое учреждение, являясь уникальным по
своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другие,
вносит свой вклад в развитие личности ребёнка.
Учреждения
дополнительного образования детей являются одними из самых молодых типов
учреждений в системе непрерывного образования. В России становление системы
внешкольного образования шло своим особым путём, в результате чего была создана
уникальная система учреждений дополнительного образования детей, главная задача
которых - развитие личности ребёнка, стремление помочь ему выбрать занятие по
душе, создание условий для его разумного досуга.
Учреждения
дополнительного образования детей изначально погружены в интегративные
процессы, являясь составной частью образовательной системы. Они помогают
ребёнку осваивать социокультурное пространство микрорайона, города, области,
страны, соединять в себе образование и досуг, оздоровление и воспитание,
развитие и общение, творчество и игру, что естественно для детского возраста.
Важнейшим
фактором для развития личности ребёнка является богатый природно-рекреационный
и историко-культурный потенциал нашего региона: музеи-заповедники,
государственные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны,
мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, торговли,
агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории. В настоящее
время Белгородская область является уникальной, динамично развивающейся
областью, на территории которой расположено множество объектов, способных
привлечь внимание учащихся и множество учреждений, которые способны решить
задачи формирования социально-активной личности школьника.
Несмотря
на большие возможности Белгородской области, этнокультурное воспитание
школьников на сегодняшний момент испытывает определённые трудности. Об этом
свидетельствует низкий процент учащихся, охваченных краеведческой и
исследовательской деятельностью. В то же время губернаторская областная целевая
Программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя
Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны» привлекла
значительное количество учащихся в музеи областного и муниципального
подчинения. Благодаря наличию в школах автобусов, решению о бесплатном
посещении музеев для учащихся, школьники стали активнее посещать областной
центр, города Белгородчины, её музеи и памятные места.
Особенностью
любого образовательного учреждения является его связь с внешней средой. В
рамках интегративного подхода на примере нашей Майской гимназии можно утверждать,
что наша школа действует как открытая социально-педагогическая система, тесно
взаимодействующая с образовательными и культурно-просветительными учреждениями
области и России. Одним из приоритетных направлений работы школы является
формирование режима непрерывного взаимодействия с различными учреждениями
дополнительного образования района, города, области. Наше сотрудничество
позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания
детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических
экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, слётов-конкурсов, туристских
походов и прогулок, вовлекая детей и подростков в деятельность по изучению
духовного наследия края, его культуры, истории и природы. Социальное
партнёрство учреждений образования и культуры является комплексным средством
всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения
окружающего мира по спирали: расширительно - от «родного гнезда» (дома, улицы,
района) до дальних окраин своего Отечества и углублённо - от созерцания-ознакомления
к изучению и исследованию. Туристско-краеведческая и культурно-просветительская
деятельность позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих
педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление,
профессиональную ориентацию и социальную адаптацию учащихся. Эта среда
интегрирует в себе все основные педагогические процессы, ориентированные на
развитие творчески активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой
личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.
Современное
преподавание основ наук в школе разрывает целостное восприятие природы на
отдельные компоненты. И именно реализация ФГОС позволяет преодолеть
существующие недостатки в подходе к образованию. Понимая, что содержание общего
образования сегодня не может ограничиваться школьным обучением, так как должно
обеспечивать способность учащихся решать и познавательные, и
ценностно-ориентационные, и практические проблемы в разных сферах деятельности,
наша гимназия видит в туристско-краеведческой деятельности эффективное средство
воспитания подрастающего поколения, включающего духовно-нравственное,
патриотическое, трудовое, эстетическое развитие. В процессе такой деятельности
создаются условия и для умственного развития школьников. В
туристско-краеведческой, художественно-эстетической деятельности ребёнок
приучается видеть материальный мир в целом, неразделённым на объекты изучения
отдельных наук. Понимание подростком единства и многообразия связей в сложной
системе «природа - общество» позволяет ему оценить своё место в мире и своё
участие в его преобразовании.
Наряду с
этим такой подход усиливает восприятие учащимися того краеведческого,
эстетического материала, который не может быть полностью раскрыт в учебном
процессе. Сбор и накопление информации, как правило, происходит в походах,
экскурсиях в музеи, по достопримечательностям Белгородчины, в процессе
поисковой работы. Всё это тесно связано с изучением основ наук, с практическим
применением законов физики, биологии, химии, математики в промышленности,
гуманитарных областях, сельском хозяйстве, что способствует получению знаний о
явлениях окружающей среды на материале края. Наиболее частыми формами
совместной деятельности являются организация и проведение вместе с другими
учреждениями интегрированных мероприятий - учебно-тематических экскурсий,
исследовательских конкурсов, зашиты проектов, праздников, мастер-классов, слётов-конкурсов,
выставок, конференций, встреч с интересными людьми и пр.
Таким
образом, можно с уверенностью сказать, что интеграция является самым
значительным инновационным движением XXI века как попытка
традиционной педагогики преодолеть себя, пересмотреть наукообразие и
дидактическую разобщённость учебных дисциплин, механическую последовательность
уроков, отвлечённых от жизни. Ведь именно интеграция порождает спектр вариантов
развития системы образования, где речь идёт о построении более гибкой системы,
способной реагировать на изменения во внешней среде учреждения, в первую
очередь на запросы потребителей - детей, родителей, общества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.