Информационные
технологии в преподавании географии
Мультимедийные средства обучения
как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при
изучении географии.
Актуальность. Внедрение и использование
современных инновационных технологий является одной из
важнейших составляющих активизации учебно-познавательной
деятельности в процессе преподавания географических
дисциплин. Переход Украины к Болонской конвенции
образования связан с тем, что для работы по избранной
специальности будущему специалисту XXI столетия недостаточно владения даже значительным объёмом
знаний. Он должен творчески мыслить, самостоятельно находить
и систематизировать материал, вырабатывать способность к анализу,
управлению и планированию, формулировать и обосновывать собственную
точку зрения.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо
коренным образом изменить позицию самого учащегося в процессе обучения: из пассивного получателя научной информации, добросовестного исполнителя,
ученик должен превратиться в творческого искателя знаний
с гибким критическим мышлением.
Цель научного исследования – определение
возможности применения компьютерных средств обучения на занятиях географии в
учебных заведениях.
Лекция, в
привычном понимании - это изложение нового материала. Интересно, когда преподаватель пользуется доской:
пишет формулы, классифицирует понятия, демонстрирует структуру
и др. Многие преподаватели используют плакаты, реже
преподаватель использует натуральную наглядность. В первом случае кабинет оборудован и имеет профильную направленность; в другом случае преподаватель может принести предмет исследования на занятие или провести экскурсию; в третьем случае - ему приходится объяснять всё на пальцах.
В настоящее время все более часто
используется не менее эффективный, познавательный и
интересный для восприятия учениками способ - мультимедийная презентация, сопровождающая
лекцию, воспроизводимая с компьютера через
мультимедийный проектор на экран [1].
Положительными моментами мультимедийного использования являются:
• Научность. Можно продемонстрировать
материал и построить лекцию в соответствии с
современными методами научного познания: эксперимент,
сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа. Но подобранный материал должен
гарантировать достаточную глубину, корректность и научную достоверность
изложения содержания учебного материала с учетом последних
научных достижений.
• Доступность. Это означает, что заранее
возможно определить степень теоретической сложности и
глубины изучения учебного материала сообразно с возрастными и индивидуальными особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится
непосильным для обучаемого.
• Наглядность. Возможность интерактивного
манипулирования процессами на экране реализует
наглядность на принципиально новом, более высоком уровне.
• Прочность усвоения знаний. При
использовании мультимедийной презентации для прочного
усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.
• Заинтересованность слушателей. Всегда
интересно наблюдать за действием, пусть оно и происходит на экране, чем довольствоваться бездействием и сухим изложением
материала.
То есть грамотно построенное мультимедийное
сопровождение к лекции позволяет легко провести
актуализацию опорных знаний, представить учебный материал в систематизированном и структурированном виде, продемонстрировать межпредметные связи изучаемого материала; тщательно продумать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий,
аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся,
оперативно переключаться на пройденный материал,
выполнять закрепление изложенного материала, самое
главное - это сэкономит время для изложения материала при
увеличении его объёма (но здесь необходимо учитывать, готовность
учащихся к восприятию материала, педагогическое мастерство и другие не менее важные моменты) [11, 17, 18].
Тем не менее, мультимедийное сопровождение лекций имеет ряд недостатков:
• На создание хорошей презентации уходит много времени.
• Нельзя использовать мультимедийную презентацию на каждом занятии.
• Неграмотно спланированная
презентация может не привить интереса к предмету, а
скорее наоборот. В связи с этим необходимо
повышать свой уровень профессионализма, изучая теоретические
основы составления презентаций и регулярно знакомясь
с новыми компьютерными достижениями в этой области.
• Для проведения подобной презентации необходимо специальное оборудование [3].
Мировые интеграционные процессы таковы, что
требуется качественное владение современными средствами
мультимедиа на уровне квалифицированных специалистов. В
настоящее время, огромное значение приобретает самостоятельная работа школьников, направляемая преподавателем и
вырабатывающая умение ученика планировать, анализировать, обобщать,
формировать речевые навыки. И все это требует систематической
и непрерывной работы.
Использование мультимедийных средств в
качестве инструмента означает появление новых форм
мыслительной, творческой деятельности, что можно
рассматривать как естественное развитие психических процессов человека и
продолжать разработку принципов развития деятельности
применительно к условиям перехода к постиндустриальному
обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений,
составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский
отмечал, что "обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в
мыслительные структуры, в смысловые
структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с
предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают,
абсолютизируются в сознании. Для
полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в
единичном, но и единичное, и конкретное в общем".
Подобно тому, как печатные материалы и
технические средства массовой коммуникации привели к
гигантскому расширению возможностей человеческого познания,
фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить
потенциал человеческого мышления, вызвать определенные
изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и
дистанционной обучающей среде, созданной ИКТ, основными являются процессы
организации и интерпретации мультимедийной информации. Она
может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.
Мультимедийная информационная среда оказывает
существенное влияние на основные характеристики мышления.
Сами учащиеся также могут принимать участие
в подготовке презентаций. При самостоятельном
изучении материала по теме возможно предоставление на оценку
не конспекта, не реферата, не просто устного сообщения, а доклада с заготовленной мультимедийной презентацией. Учащиеся выбирают наиболее интересную из них. Бывает, что
учащиеся сами предлагают интересный материал. После этого они приступают к реализации задания:
1. Поиск и подбор информации.
2. Выбор конечной формы представления проекта.
3. Определение внешнего вида программного продукта (презентации).
4. Обязательно акцентировать внимание на
том, что необходимо знать для реализации проекта; с какими программами необходимо уметь работать; что планируется изучить.
5. Определение этапов выполнения работ.
6. Установление сроков выполнения каждого из этапов.
7. Отладка презентации и демонстрация каждого
из этапов. Сначала демонстрируется каждый
из этапов преподавателю обязательна, но потом ученики
могут и самостоятельно выполнять работу.
8. В итоге доклад + демонстрация + ответы на вопросы [5].
Эта работа должна
заинтересовать учеников-отличников или тех, кто
любит заниматься исследовательской деятельностью.
На первом этапе мультимедийное средство или
ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.
На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.
При использовании мультимедийных средств важными целями образования становятся развитие у учащихся
самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать
свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству, развитие способности
к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к
чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Образование в настоящее время развивается в
направлении
большей активности самих учащихся, развития методов и
средств
обучения, позволяющих школьникам самостоятельно добывать
знания,
используя новейшие педагогические технологии, такие как
личностно-
ориентированное образование.
«Личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в
тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма
образования: учитель—учебник—ученик - была со всей решительностью заменена на новую:
ученик—учебник—учитель. Именно так построена система образования в
лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое
направление в философии, психологии и педагогике»
(Е.С. Полат).
При несомненных преимуществах мультимедийных
технологий как средств обучения нельзя
не отметить ряд негативных моментов: мозаичная
культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний
вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе; ориентация на репродуцирование вместо творчества [8,
10].
В настоящее время учителя-географы могут
разрабатывать требования к мультимедийной презентации,
подбирать оборудование для эффективной работы, выбирать
программное обеспечения для разработки презентаций и еще экспериментировать.
Необходимо учитывать все моменты: специфику предмета,
возрастную психологию, эстетику оформления, связь лекционного материала с изображением на экране, освещённость помещения, частоту
смены слайдов, взаимное размещение картинки и текста, загруженность слайда
текстом и многое другое. Потом разработанную концепцию желательно представить
разработчикам мультимедийных программ или презентаций. И только в этом случае
мы можем получить уникальный и желанный продукт, который
будет не только содержательным, но и интересным [2].
Обучение по новым программам, составленных с учетом применения
аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, требует более широкого
внедрения в учебный процесс средств наглядности географического содержания.
Специфика географической информации состоит в том, что многие
процессы, происходящие в природе:
· во-первых, скрыты от глаз
наблюдателя;
· во-вторых, все процессы
происходят в динамике.
Проанализировав географические знания учащихся, можно прийти к
выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в
противоположность информации прочитанной или услышанной. На занятиях не стоит
ограничиваться использованием видеофильмов, также необходимы средства
массмедиа, источники внеучебной информации. Включение таких источников в
учебный процесс способствует:
· связи фактологии учебного
предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
· дополняет предмет новыми
сведениями;
· поддерживает актуальный
уровень предмета.
Задачи
использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) в географии могут быть сведены к следующему:
1.
АВСО должны представлять материал, мотивирующий
потребность к изучению географических вопросов.
2.
АВСО незаменимы при отработке больших объемов
информации как средства интенсификации ее изучения.
3.
Использование АВСО дает возможность значительно
расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и
самостоятельных работ.
АВСО сегодня являются одними из
наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию
географической подготовке учащихся.
Преимуществами использования компьютерных
технологий в преподавании являются: 1) вариативность -
новые формы преподавания; 2) мотивация - компьютер
интересен и работа на нем доставляет удовольствие; 3)
индивидуализация - уровень сложности варьируется, темп работы выбирается
самостоятельно; 4) комфортность - не присутствует давление со стороны
преподавателя; в спокойном, комфортном состоянии ученик
охотнее учится; 5) самоконтроль; 6) меньшая нагрузка на
преподавателя - позволив некоторым ученикам работать с компьютером, преподаватель может уделить больше внимания другим ученикам; 7) мультимедийные презентации - несколько видов деятельности осуществляется одновременно, что увеличивает эффективность обучения; 8)интерактивность - работая с программой, ученик
более активен, нежели когда просто слушает лекцию.
Список использованной литературы
1.
Автоматизированные системы. Основные положения. – Руководящий
документ по стандартизации. Методические указания. РД 50-680-88ю – С.38-43.
2.
Багров Н.В. География в информационном мире. К.: Либидь, 2005. –
181с.
3.
Берлянт А.М. Геоизображения в Интернете – новая информационная
революция. / ГИС-обозрение, 1998, №2. – С.20-25.
4.
Вычислительная техника и новые информационные технологии.
Русско-английский терминологический словарь. –М.: ВНИКИ, 1992. – 131с.
5.
Лычак А.И., Бобра Т.В. ГИС в территориальном планировании.
Симферополь.: ТНУ. – 2003. – 167с.
6.
Мерзлякова И.А., Сорокин А.Д., Каримов А.Э. Пространственные
данные в Итнернет. / ГИС-Обозрение, 1999, №1. – С. 38-40.
7.
Симонов А.В., Плеханов П.Г,, Кикнадзе Е.С.. Трохинин Н.В. Обзор
информационных ресурсов и технологий. – М.: ГИС-Ассоциация, 1999. – С.141-150.
8.
Perkins Ch. No longer doing it by the book: the rise of the
electronic atlas/ - GIS Europe, 1995, Vol. 4, No 10. - P.38-40
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.