Инфоурок География Другие методич. материалыСтатья "Информационные технологии в преподавании географии: мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии".

Статья "Информационные технологии в преподавании географии: мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии".

Скачать материал

 

Информационные технологии в преподавании географии

Мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии.

 

Актуальность. Внедрение и использование современных инновационных технологий является одной из важнейших составляющих активизации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания географических дисциплин. Переход Украины к Болонской конвенции образования связан с тем, что для работы по избранной специальности будущему специалисту XXI столетия недостаточно владения даже значительным объёмом знаний. Он должен творчески мыслить, самостоятельно находить и систематизировать материал, вырабатывать способность к анализу, управлению и планированию, формулировать и обосновывать собственную точку зрения.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо коренным образом изменить позицию самого учащегося в процессе обучения: из пассивного получателя научной информации, добросовестного исполнителя, ученик должен превратиться в творческого искателя знаний с гибким критическим мышлением.

Цель научного исследования  –  определение возможности применения компьютерных средств обучения на занятиях географии в учебных заведениях.

Лекция, в привычном понимании - это изложение нового материала. Интересно, когда преподаватель пользуется доской: пишет формулы, классифицирует понятия, демонстрирует структуру и др. Многие преподаватели используют плакаты, реже преподаватель использует натуральную наглядность. В первом случае кабинет оборудован и имеет профильную направленность; в другом случае преподаватель может принести предмет исследования на занятие или провести экскурсию; в третьем случае - ему приходится объяснять всё на пальцах.

В настоящее время все более часто используется не менее эффективный, познавательный и интересный для восприятия учениками способ - мультимедийная презентация, сопровождающая лекцию, воспроизводимая с компьютера через мультимедийный проектор на экран [1].

Положительными моментами мультимедийного использования являются:

•    Научность. Можно продемонстрировать материал и построить лекцию в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа. Но подобранный материал должен гарантировать достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений.

•    Доступность. Это означает, что заранее возможно определить степень теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно с возрастными и индивидуальными особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

•    Наглядность. Возможность     интерактивного манипулирования  процессами на экране реализует наглядность на принципиально новом, более высоком уровне.

•    Прочность усвоения знаний. При использовании мультимедийной презентации для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

• Заинтересованность слушателей. Всегда интересно наблюдать за действием, пусть оно и происходит на экране, чем довольствоваться бездействием и сухим изложением материала.

 То есть грамотно построенное мультимедийное сопровождение к лекции позволяет легко провести актуализацию опорных знаний, представить учебный материал в систематизированном и структурированном виде, продемонстрировать межпредметные связи изучаемого материала; тщательно продумать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся, оперативно переключаться на пройденный материал, выполнять закрепление изложенного материала,  самое главное - это сэкономит время для изложения материала при увеличении его объёма (но здесь необходимо  учитывать, готовность учащихся к восприятию материала, педагогическое мастерство и другие не менее важные моменты) [11, 17, 18].

Тем не менее, мультимедийное сопровождение лекций имеет ряд недостатков:

•    На создание хорошей презентации уходит много времени.

•    Нельзя  использовать мультимедийную презентацию на каждом  занятии. 

•    Неграмотно  спланированная   презентация  может   не   привить интереса  к  предмету,  а  скорее  наоборот.   В  связи  с   этим необходимо повышать свой уровень профессионализма, изучая теоретические основы составления презентаций и регулярно знакомясь с новыми компьютерными достижениями в этой области.

• Для проведения подобной презентации необходимо специальное оборудование [3].

Мировые интеграционные процессы таковы, что требуется качественное владение современными средствами мультимедиа на уровне квалифицированных специалистов. В настоящее время, огромное значение приобретает самостоятельная работа школьников, направляемая преподавателем и вырабатывающая умение ученика планировать, анализировать, обобщать, формировать речевые навыки. И все это требует систематической и непрерывной работы.

Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности, что можно рассматривать как естественное развитие психических процессов человека и продолжать разработку принципов развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский отмечал, что "обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное в общем".

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, созданной ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Мультимедийная информационная среда оказывает существенное влияние на основные характеристики мышления.

Сами учащиеся также могут принимать участие в подготовке презентаций. При  самостоятельном изучении материала по теме возможно предоставление на оценку не конспекта, не реферата, не просто устного сообщения, а доклада с заготовленной мультимедийной презентацией. Учащиеся выбирают наиболее интересную из них. Бывает, что учащиеся сами предлагают интересный материал. После этого они приступают к реализации задания:

1.  Поиск и подбор информации.

2.  Выбор конечной формы представления проекта.

3.  Определение   внешнего вида программного   продукта (презентации).

4. Обязательно   акцентировать внимание на том,    что необходимо знать для реализации проекта;  с   какими   программами       необходимо   уметь работать;   что планируется изучить.

5.  Определение этапов выполнения работ.

6.  Установление сроков выполнения каждого из этапов.

7. Отладка презентации и демонстрация каждого из этапов. Сначала     демонстрируется      каждый      из      этапов  преподавателю обязательна, но потом ученики могут и самостоятельно выполнять работу.

  8.   В итоге  доклад + демонстрация + ответы на вопросы [5].

Эта работа должна заинтересовать учеников-отличников или тех, кто любит заниматься исследовательской деятельностью.

На первом этапе мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.

На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.

При использовании мультимедийных средств важными целями образования становятся развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Образование в настоящее время развивается в направлении
большей активности самих учащихся, развития методов и средств
обучения, позволяющих школьникам самостоятельно добывать знания,
используя новейшие педагогические технологии, такие как личностно-
ориентированное      образование.

«Личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования: учитель—учебник—ученик - была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике» (Е.С. Полат).

При несомненных преимуществах мультимедийных технологий как средств обучения нельзя не отметить ряд негативных моментов: мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе; ориентация на репродуцирование вместо творчества [8, 10].

В настоящее время учителя-географы могут разрабатывать требования к мультимедийной презентации, подбирать оборудование для эффективной работы, выбирать программное обеспечения для разработки презентаций и еще экспериментировать. Необходимо учитывать все моменты: специфику предмета, возрастную психологию, эстетику оформления, связь лекционного материала с изображением на экране, освещённость помещения, частоту смены слайдов, взаимное размещение картинки и текста, загруженность слайда текстом и многое другое. Потом разработанную концепцию желательно представить разработчикам мультимедийных программ или презентаций. И только в этом случае мы можем получить уникальный и желанный продукт, который будет не только содержательным, но и интересным [2].

Обучение по новым программам, составленных с учетом применения аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, требует более широкого внедрения в учебный процесс средств наглядности географического содержания.

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

·  во-первых, скрыты от глаз наблюдателя;

·  во-вторых, все процессы происходят в динамике.

 Проанализировав географические знания учащихся, можно прийти к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной. На занятиях не стоит ограничиваться использованием видеофильмов, также необходимы средства массмедиа, источники внеучебной информации. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

·   связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

·   дополняет предмет новыми сведениями;

·   поддерживает актуальный уровень предмета.

Задачи использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) в географии могут быть сведены к следующему:

1.      АВСО должны представлять материал, мотивирующий потребность к изучению географических вопросов.

2.      АВСО незаменимы при отработке больших объемов информации как средства интенсификации ее изучения.

3.      Использование АВСО дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ.

АВСО сегодня являются одними из наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию географической подготовке учащихся.

Преимуществами использования компьютерных технологий в преподавании являются: 1) вариативность - новые формы преподавания; 2) мотивация - компьютер интересен и работа на нем доставляет удовольствие; 3) индивидуализация - уровень сложности варьируется, темп работы выбирается самостоятельно; 4) комфортность - не присутствует давление со стороны преподавателя; в спокойном, комфортном состоянии ученик охотнее учится; 5) самоконтроль; 6) меньшая нагрузка на преподавателя - позволив некоторым ученикам работать с компьютером, преподаватель может уделить больше внимания другим ученикам; 7) мультимедийные презентации - несколько видов деятельности осуществляется одновременно, что увеличивает эффективность обучения; 8)интерактивность - работая с программой, ученик более активен, нежели когда просто слушает лекцию.

Список использованной литературы

1.             Автоматизированные системы. Основные положения. – Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. РД 50-680-88ю – С.38-43.

2.             Багров Н.В. География в информационном мире. К.: Либидь, 2005. – 181с.

3.             Берлянт А.М. Геоизображения в Интернете – новая информационная революция. / ГИС-обозрение, 1998, №2. – С.20-25.

4.             Вычислительная техника и новые информационные технологии. Русско-английский терминологический словарь. –М.: ВНИКИ, 1992. – 131с.

5.             Лычак А.И., Бобра Т.В. ГИС в территориальном планировании. Симферополь.: ТНУ. – 2003. – 167с.

6.             Мерзлякова И.А., Сорокин А.Д., Каримов А.Э. Пространственные данные в Итнернет. / ГИС-Обозрение, 1999, №1. – С. 38-40.

7.             Симонов А.В., Плеханов П.Г,, Кикнадзе Е.С.. Трохинин Н.В. Обзор информационных ресурсов и технологий. – М.: ГИС-Ассоциация, 1999. – С.141-150.

8.             Perkins Ch. No longer doing it by the book: the rise of the electronic atlas/ - GIS Europe, 1995, Vol. 4, No 10. - P.38-40

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Информационные технологии в преподавании географии: мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внедрение и использование современных инновационных технологий является одной из важнейших составляющих активизации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания географических дисциплин. Переход России к Болонской конвенции образования связан с тем, что для работы по избранной специальности будущему специалисту XXI столетия недостаточно владения даже значительным объёмом знаний. Он должен творчески мыслить, самостоятельно находить и систематизировать материал, вырабатывать способность к анализу, управлению и планированию, формулировать и обосновывать собственную точку зрения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 178 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4712
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 476
    • DOCX 67.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чеглазова Мария Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чеглазова Мария Евгеньевна
    Чеглазова Мария Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20597
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе