Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Скачать материал

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

                                                                                     Васильчикова Г.Н.

                                                Чтение должно стать для ребенка очень тонким

                                                 инструментом овладения знаниями и вместе

                                                 с тем источником богатой духовной жизни.

                                                                           В.А.Сухомлинский

       Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру, воспитывает нравственную культуру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений - все это одна из важнейших целей нравственного воспитания.   

       Особенно велико значение книги в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы. Наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги. Мы часто говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения. Читая произведения художественной литературы, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, расширение кругозора детей, формирование у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

    Эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественной литературой может быть достигнута на следующих условиях:

- целесообразный отбор художественных произведений для детей;

- систематическая работа по ознакомлению младших школьников с детской      художественной литературой;

- использование разнообразных форм и методов работы с книгой.

      Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять  таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи.

     Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС   позволяет вести  планомерную и систематическую работу по нравственному воспитанию на основе чтения  художественной литературы. Для воспитания нравственных качеств у школьников оптимальные условия создают занятия кружка «Путешествие в мир книг». Эффективными формами занятий кружка являются литературные часы, поэтические минутки, библиотечные уроки, защита «Читательского дневника», презентации книг, литературные праздники. Содержание таких занятий должно отличаться разнообразием, необычностью и вызывать интерес у детей. Чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, становится для детей приятным и желанным.

      Нравственная тематика литературных часов включает фольклор, произведения русской классики, отечественную духовную поэзию, произведения современных писателей. Учащиеся заранее получают список рекомендуемой литературы.

Темы литературных часов могут быть следующие:

1 класс

По дорогам сказки. (Русские народные сказки)

Народная мудрость в произведениях Л.Н.Толстого.

«Сокровища Валентина Берестова»

2 класс

Эти старые, старые сказки. (Сказки Г.Х.Андерсена)

Эти книги учат добру. (Е.Дубравный «Анютины встречи»)

Придумано кем-то просто и мудро. (Пословицы и поговорки)

3 класс

Час творчества Л.Ф.Воронковой «Девочка из города»

Мастер доброй улыбки. (В.Драгунский «Денискины рассказы»)

Волшебная страна. (Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч»)

4 класс

Раскрываем тайны природы. (По произведениям Н.И.Сладкова)

Страна детства. (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)

Легко ли быть человеком. (К.М.Станюкович «Максимка»)

       Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Прочитанное произведение обязательно сопровождается обсуждением на литературном часе. Во время непринужденной беседы дети выражают свое отношение к литературному произведению. Они  учатся слушать друг друга, спорить, доказывать свою точку зрения, оценивать поступки  героев, их мотивы. Педагогу необходимо помочь детям осмыслить отношение к героям, добиваться понимания главной идеи автора. Тогда у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

      Например. «Доброта начинается с детства». Литературный час по произведениям  В.Осеевой.(2 класс)

Цели: воспитывать у учащихся добрые чувства, способствовать проявлению душевности, дать возможность детям оценить себя и свои поступки.

Форма проведения: обсуждение, игра-тренинг.

Подготовительная работа: дети читают рассказы, рисуют иллюстрации.

1.Беседа о творчестве В.Осеевой «Надо читать и думать»

2.Обсуждение. (В ходе обсуждения каждого произведения на доску прикрепляется изображение вагона с названием рассказа. В конце занятия будет составлен «поезд» из  прочитанных рассказов.)

Правильная постановка вопросов подводит детей к нравственной идее.

«Волшебное слово»

 -Нравственная идея: волшебные слова творят чудеса.

«Навестила»

-Настоящий друг поступает порядочно. Слово и дело не должны расходиться.

«Синие листья»

-Щедрость – это оказание бескорыстной помощи.

«Просто старушка»

- Если делаешь доброе дело, то делай его безвозмездно.

«Добрая хозяюшка»

- Надо быть настоящим другом и не менять своих друзей.

3.Выставка рисунков.

4.Игра-практикум « Как  бы ты поступил».

4.Итог занятия.

      Эффективной формой литературного развития младших школьников является ведение «Читательского дневника», в котором дети пишут отзыв на  самостоятельно прочитанную книгу. «Читательский дневник»  ведется по плану.

1.Автор, название книги.

2.Тема, главные герои, интересный эпизод.

3.Чему учит эта книга.

4.Понравилась ли тебе книга? Почему?

     На первом этапе ведения читательских дневников нужна  помощь воспитателя, родителей, потому что ребенок остается один на один с книгой. Необходимо помочь ему правильно мыслить и действовать, правильно извлечь нравственную идею автора книги. Активная читательская деятельность учащихся – показатель формирования читательской самостоятельности и их  духовно-нравственного развития.

     Для шести-девятилетнего ребенка, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе, чтение книг – это практически единственно надежный путь «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный  круг общения ребенка и, помогая ему, вглядываясь в «чужой» опыт, искать и находить себя и свое место в жизни. Книга открывает мир ребенку, и чем больше ребенок прочитывает, тем шире становится для него этот мир.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    В статье говорится о воспитательной роли литературы.Эффективность нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с художественной литературой достигается при систематической работе с ознакомлением  с детской художественной литературой, с использованием разнообразных форм и методов работы с книгой.

   Внеурочная деятельность позволяет вести работу по духовно - нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы.Эффективные формы занятий : литературный час, поэтические минутки,библиотечные уроки, литературные праздники.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 560
    • DOCX 21.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильчикова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1208
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе