Главная / Начальные классы / Статья "Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО"

Статья "Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Данная статья иллюстрирует на примере одного урока возможность организации групповой работы обучающихся на разных этапах урока.


Государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие.

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик, среди которых отмечено, что выпускник начальной школы это доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию член общества. [4, c. 7]

Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. [1, c.117]

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1, c. 30]

Ромэн Ролан в книге «Спутники» определяет человеческую жизнь как общение между людьми. Не было бы общения между людьми – человек никогда бы не стал разумным. [2, c.3]

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

В своей практике учителя начальных классов часто используют групповую работу. Групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.

Далее предложены некоторые этапы урока русского языка в 3 классе, где целесообразно использование групповой работы для развития коммуникативных УУД.


Тема урока: «Три типа склонения имён существительных в единственном числе»

Этап повторения пройденного материала

1. Самостоятельная работа. На доске написаны словосочетания:

ехали (по) ш…с…е

ели з…фир

купил п…льто

вышел (из) м…тро

идти (на) т…ран

цв…ли (на) г…зоне

- Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).

- Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)

2. Работа в группах (5 минут). Вспомним правила работы в группах:

  • Чтобы попросить слово, подними руку.

  • Говори по теме, понятно, кратко.

  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.

  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.

  • Поощряй других к участию в обсуждении.

  • Будь доброжелателен и терпим.

  • Соблюдай правило «трёх нельзя»:

а) нельзя говорить: «всё уже сказали»;

б) нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;

в) нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

Задача каждой группы: разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.

Словосочетания можно разделить на 2 группы:

- по составу (с предлогом и без предлога);

- в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);

- в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное.

Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.

Этап словарной работы

Работа в парах (3 минуты). Вспомним правила работы в паре:

  • говорим вежливо

  • называем собеседника по имени

  • говорим по очереди, не перебивая друг друга

  • внимательно слушаем

  • если непонятно, переспросите партнера

  • четко высказываем свое мнение

  • уважаем мнение собеседника

Задача каждой пары: назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.

Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)

Соединить первые слоги существительных

- мужского рода, которые находятся в предложном падеже;

- в винительном падеже без предлога;

- в винительном падеже с предлогом.

Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.)

Проверка: фронтальная.

Этап первичного закрепления

Работа в группах (7 минут). Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.

Инструкция по выполнению работы в группе:

- Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:

а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;

б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;

в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Худ обед, когда хлеба нет.

Проверка: фронтальная.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.


Литература

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

  2. Дьяченко, В.К. Диалоги об обучении [Текст] / В.К. Дьяченко – Издательство Красноярского университета, 1995. – 216 с.

  3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.





Статья "Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО"
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXIвека, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь -  модернизация и инновационное развитие.

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Данная статья иллюстрирует на примере одного урока возможность организации групповой работы обучающихся на разных этапах урока.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Минеева Разима Анасовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 885
Номер материала 25127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓