С. И. Шадрина учитель немецкого языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени М. И.
Баркова»
Статья
«Формирование положительной мотивации к
изучению немецкого языка»
Проблема неуспеваемости учащихся по иностранному языку
часто кроется в низкой мотивации к изучению предмета. Данная проблема постоянно
привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как от умения
заинтересовать и от умелого применения эффективных форм и приёмов зависит
конечный результат обучения.
В настоящее время учителя немецкого языка всё чаще
жалуются на то, что у учащихся отсутствует интерес к изучению немецкого языка.
В нашей школе немецкий язык ребята изучают со второго класса, а знакомство с
немецким языком происходит со «Дня открытых дверей для будущих
первоклассников». Традиционно мы проводим агитационные программы для
первоклассников и их родителей, на которых рассказываем о значении и о пользе
иностранных языков в жизни человека. Учащиеся старших классов рассказывают о
стране изучаемого языка, о традициях и обычаях Германии, о своих успехах и
достижениях в изучении немецкого языка. Учащиеся 5-7 классов показывают
инсценировки немецких сказок, а ученики начальных классов «хвастаются» своими первыми
успехами: поют весёлые песенки, рассказывают рифмовки, разыгрывают интересные
диалоги и мини сценки.
В декаду иностранного языка первоклассники также не
остаются без внимания ребят, которые изучают немецкий язык. Таким образом, первоклассники
и их родители видят, что немецкий изучают с огромным интересом, также видят практическое
применение немецкого языка, и приходят к выводу, что немецкий язык не уступает
английскому, и с огромным желанием записываются в группу немецкого языка.
Чтобы урок был интересным, учитель должен быть творческой
личностью. Лишь увлечённый своим делом человек, может увлечь других. Научить
учеников творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к
организации их деятельности. Планируя урок, нужно чётко продумывать каждый его этап,
мысленно «проиграть его».
Также залогом успеха принято считать взаимоотношения с детьми в классе.
Важно принять каждого ребёнка, увидеть их глаза, понять их ход мысли, каждому
создать ситуацию успеха, обучать, воспитывать каждым своим уроком.
Особую роль играет оснащение урока: наглядность,
таблицы для контроля и самоконтроля, опоры для говорения. Очень хорошо
зарекомендовали себя ИКТ презентации, для предъявления и закрепления
лексического и грамматического материала. Учащиеся 10 -11 профильных классов с
огромным удовольствием создают и защищают ИКТ проекты по прохождению темы.
В своей практике для повышения интереса к немецкому
языку я использую различные формы и приёмы работы.
Представьте себе второклассника на четвёртом уроке
второй смены на уроке немецкого языка. А учитель таинственно и слегка лукаво
говорит детям: «Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие в мир
сказок». Глаза детей загораются, появляются улыбки, они ждут установки, так как
знают, что учимся, но учимся необычно, интересно. Новая установка позволяет
активизировать каждого. Можно дать задание прочитать выразительно
стихотворение, а можно сказать иначе: сегодня у нас состоится конкурс на лучшее
чтение стихотворения.
Также неотъемлемым методическим приёмом, повышающим
интерес к предмету, является игра. Одной из форм игрового общения является
сюжетно-ролевая игра с предметом. Здесь можно использовать фотографии, альбомы,
книги, журналы, предметы бытового назначения, куклу с подбором одежды, игрушки
и т.д. Предмет сюжетно – ролевой игры зависит от темы, которую мы изучаем.
Способность играть выражается в том, что ученики легко и охотно принимают
воображаемую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. На
уроках в начальных классах просто невозможно обойтись без сюжетно – ролевых игр
сказочного содержания.
Большой интерес вызывает у учащихся старших классов
игровая дискуссия. Тема дискуссии должна быть актуальной, затрагивать интересы
детей, побуждать их к высказыванию. Например, игровая дискуссия для учащихся 10
классов «Проблемы молодёжи», проходящая в виде круглого стола. У каждого
круглого стола своя проблема, у одного авторитарные родители, у другого
карманные деньги, у третьих побои, насилие в семье. Каждый стол рассказывает о
своей проблеме, другие участники дают советы по решению данной проблемы, в
дискуссии участвует также ученик – психолог.
В настоящее время, время компьютеризации, особым
уважением среди учащихся любого возраста пользуются компьютерные игры.
Например, игру «За грибами в лес пойдём» я использую для введения
лексических единиц по теме «В деревне». На экран выводиться реальная ситуация
лес, трава, грибы. Гриб – это конкретное слов, мы срываем его, отрабатываем
фонетическую сторону, лексическое значение, употребляем его в речи. Срываем
другой гриб и т.д. Таким образом вводить новую лексику можно коллективно при
помощи проектора на большом экране, и индивидуально когда, каждый ученик
работает индивидуально за компьютером. Также интересна игра «Делаем покупки».
Ученикам 5 класса даётся список товаров, которые они должны купить, и список
магазинов, где эти товары можно купить. Задача учащихся правильно соотнести
слова. Для учащихся 8 класса игра усложняется, они сами составляют список
товаров, которые они хотят купить. Задача учащегося найти магазин, войти в
него, составить диалог между покупателем и продавцом.
Таким образом, планируя свой урок, учитель должен
внедрять в него такие формы и приёмы работы, которые формируют положительную
мотивацию к изучению иностранного языка.
Литература:
1.
Галльская Н.Д.
«Современная методика обучения иностранному языку».
2.
Гез Н. И. Методика
обучения иностранным языкам в средней школе.
3.
Маслыко Е. А. Настольная
книга преподавателя иностранного языка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.