Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтатья "Формирование орфографических навыков школьников на основе развития памяти и мышления на уроках русского языка"

Статья "Формирование орфографических навыков школьников на основе развития памяти и мышления на уроках русского языка"

Скачать материал

Формирование орфографических навыков школьников на основе развития памяти и мышления на уроках русского языка

Лингвисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографические навыки учащихся.

Организованный путь освоения  русского языка является наиболее трудным для школьника. Ребенок должен понять и закрепить полученные сведения; приобрести путем упражнений умения применять свои знания на практике; довести знания и умения до такого состояния, чтобы они стали навыками.

Формирование орфографических навыков теснейшим образом связано с развитием памяти и мышления, т.к. формируется в деятельности и является результатом повторений и многократных действий.

       Память – важнейшая характеристика психической жизни. Ее можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, воспроизведения и сохранения информации. Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности.

Как орфоэпия требует соблюдения единых правил произношения, так и орфография требует единых правил правописания. Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных орфограмм в словах. Соблюдение таких правил облегчает письменное общение. Если письмо орфографически неграмотно, читающий обращает внимание на то, как написано, а не на содержание написанного. Орфографически неграмотное письмо затрудняет процесс чтения, а следовательно, и понимания текста.

 Одним из путей решения проблемы орфографической грамотности является  формирование орфографического навыка. Достижение высокого качества орфографических навыков является одной из самых сложных задач обучения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:

1.навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

2.навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).

И в той и в другой группе центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы. Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.

Орфографические правила также нуждаются в анализе и синтезе. Необходимо провести работу с простейшими алгоритмами, назначение которых заключается в том, чтобы показать учащимся отдельные шаги, которые нужно сделать для того, чтобы распознать орфографическое явление и правильно использовать его для письма.

Чтобы писать в соответствии с орфографическими правилами, ученик должен произвести анализ по трем этапам:

ü  обнаружить орфограмму;

ü  установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае;

ü  решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (применить правило к данному конкретному случаю).

На уроке ознакомления с новым орфографическим правилом отрабатываются задачи третьего этапа анализа, так как учащиеся знают, над какой орфограммой работают и какое правило изучают. Затем в дидактический материал упражнений включаются слова с орфограммами, имеющими тот же опознавательный признак, что и изучаемая на уроке орфограмма. В результате ученики будут отрабатывать не только задачи третьего, заключительного этапа анализа, но и второго, выборочного. Потом учащимся предлагаются ранее изученные орфограммы с разными опознавательными признаками. В этом случае школьники должны производить трехэтапный анализ орфограммы.

 Повышению качества знаний способствует дифференцированное обучение. Я стараюсь так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особый контроль устанавливаю за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.

Изучение языка требует не только визуальной, но, может быть в большей степени слуховой наглядности: отчетливого, выразительного чтения и произношения. Я практикуют на уроках орфографическое и орфоэпическое чтение для развития орфографических навыков учащихся. Использую прием орфографического проговаривания, с целью научить школьников видеть несоответствие между звучанием и написанием слов, формировать представление о слабых и сильных позициях звуков.

Уроки всегда должны быть интересными. Особенно в 5 классе, когда дети только перешли из начальной школы в среднее звено. Информация, преподнесенная в игровой форме, лучше запоминается. Поэтому  я  часто провожу игры и предлагаю занимательные упражнения.

 

 

Сложите с каждым слогом новые слова.

           ЕР     КРЫ                                                        У                   ЧИ

 

ГРУ                        МЫ                                     ЛЫ              ЖИ                 ЛУ

                ШИ  

 

НА                            ПИТ                                        НО          ЛИ            РАФ   

       У                                                                                                

 

Выбери букву.

 

Как у старой ба(б;п)ки

Жили – были ла(б;п)ки.

Встанет ба(б;п)ка утром рано,

Выйдет в погре(б;п) за сметаной –

Ла(б;п)ки вслед за ней идут,

Всюду ба(б;п)ку стерегут.

Во время проведения физминуток предлагаю следующие задания: я произношу слова с различными орфограммами, а дети выполняют соответствующее ей движение. Например, если в слове есть гласная, которая проверяется ударением -  хлопают в ладоши и произносят проверочное слово, слово нужно запомнить – приседают, если в слове есть мягкий знак – наклоняются. Если слово не содержит ни одной из предложенных орфограмм – дети стоят без движения.  Задания предлагаю разнообразные. В рамках одной физминутки не использую задания больше чем с тремя различными орфограммами.

Для развития орфографических навыков  школьников использую следующие виды упражнений: орфографический разбор, списывание, диктант, лексико-орфографическое сочинение и др. Эти задания провожу  систематически и разрабатываю так, чтобы они дополняли  друг друга.

Большую роль в развитии долговременной памяти и орфографических навыков играют повторения. Повторение пройденного материала предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.

 

      

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Формирование орфографических навыков школьников на основе развития памяти и мышления на уроках русского языка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Лингвисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографические навыки учащихся.

Организованный путь освоения  русского языка является наиболее трудным для школьника. Ребенок должен понять и закрепить полученные сведения; приобрести путем упражнений умения применять свои знания на практике; довести знания и умения до такого состояния, чтобы они стали навыками.

 

Формирование орфографических навыков теснейшим образом связано с развитием памяти и мышления, т.к. формируется в деятельности и является результатом повторений и многократных действий.

Большую роль в развитии долговременной памяти и орфографических навыков играют повторения. Повторение пройденного материала предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 669 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10711
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 498
    • DOCX 18.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голяшова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голяшова Светлана Викторовна
    Голяшова Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 150364
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции