Формирование
орфографических навыков школьников на основе развития памяти и мышления на
уроках русского языка
Лингвисты подчеркивают зависимость результатов обучения
орфографии от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в
словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя –
формировать орфографические навыки учащихся.
Организованный путь освоения русского языка является
наиболее трудным для школьника. Ребенок должен понять и закрепить полученные
сведения; приобрести путем упражнений умения применять свои знания на практике;
довести знания и умения до такого состояния, чтобы они стали навыками.
Формирование орфографических навыков теснейшим образом
связано с развитием памяти и мышления, т.к. формируется в деятельности и
является результатом повторений и многократных действий.
Память – важнейшая характеристика психической жизни.
Ее можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие
в жизни функции запоминания, воспроизведения и сохранения информации. Поскольку
орфографический навык формируется в деятельности и является результатом
многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьезное
внимание изучению закономерностей такой деятельности.
Как орфоэпия требует соблюдения единых правил произношения,
так и орфография требует единых правил правописания. Орфографическое правило –
это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных орфограмм в
словах. Соблюдение таких правил облегчает письменное общение. Если письмо
орфографически неграмотно, читающий обращает внимание на то, как написано, а не
на содержание написанного. Орфографически неграмотное письмо затрудняет процесс
чтения, а следовательно, и понимания текста.
Одним из путей решения проблемы орфографической грамотности
является формирование орфографического навыка. Достижение высокого качества
орфографических навыков является одной из самых сложных задач обучения. С
учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две
группы, предложенные Львовым М.Р.:
1.навыки, формируемые на
фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
2.навыки, формируемые на
морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).
И в той и в другой группе
центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая
зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы. Когда пишущий
осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.
Орфографические правила
также нуждаются в анализе и синтезе. Необходимо провести работу с простейшими
алгоритмами, назначение которых заключается в том, чтобы показать учащимся
отдельные шаги, которые нужно сделать для того, чтобы распознать
орфографическое явление и правильно использовать его для письма.
Чтобы писать в
соответствии с орфографическими правилами, ученик должен произвести анализ по
трем этапам:
ü обнаружить
орфограмму;
ü установить,
какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае;
ü решить
вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и
достаточные для применения орфографического правила (применить правило к данному
конкретному случаю).
На
уроке ознакомления с новым орфографическим правилом отрабатываются задачи
третьего этапа анализа, так как учащиеся знают, над какой орфограммой работают
и какое правило изучают. Затем в дидактический материал упражнений включаются
слова с орфограммами, имеющими тот же опознавательный признак, что и изучаемая
на уроке орфограмма. В результате ученики будут отрабатывать не только задачи
третьего, заключительного этапа анализа, но и второго, выборочного. Потом
учащимся предлагаются ранее изученные орфограммы с разными опознавательными
признаками. В этом случае школьники должны производить трехэтапный анализ
орфограммы.
Повышению
качества знаний способствует дифференцированное обучение. Я стараюсь так
организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность
за свои знания. Особый контроль устанавливаю за слабоуспевающими учениками,
которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского
языка.
Изучение
языка требует не только визуальной, но, может быть в большей степени слуховой
наглядности: отчетливого, выразительного чтения и произношения. Я практикуют на
уроках орфографическое и орфоэпическое чтение для развития орфографических
навыков учащихся. Использую прием орфографического проговаривания, с целью научить
школьников видеть несоответствие между звучанием и написанием слов, формировать
представление о слабых и сильных позициях звуков.
Уроки всегда должны быть
интересными. Особенно в 5 классе, когда дети только перешли из начальной школы
в среднее звено. Информация, преподнесенная в игровой форме, лучше
запоминается. Поэтому я часто провожу игры и предлагаю
занимательные упражнения.
Сложите
с каждым слогом новые слова.
ЕР КРЫ
У ЧИ
ГРУ
МЫ ЛЫ ЖИ ЛУ
ШИ
НА
ПИТ
НО ЛИ РАФ
У
Выбери
букву.
Как
у старой ба(б;п)ки
Жили
– были ла(б;п)ки.
Встанет
ба(б;п)ка утром рано,
Выйдет
в погре(б;п) за сметаной –
Ла(б;п)ки
вслед за ней идут,
Всюду
ба(б;п)ку стерегут.
Во время проведения
физминуток предлагаю следующие задания: я произношу
слова с различными орфограммами, а дети выполняют соответствующее ей движение.
Например, если в слове есть гласная, которая проверяется ударением - хлопают в
ладоши и произносят проверочное слово, слово нужно запомнить – приседают, если
в слове есть мягкий знак – наклоняются. Если слово не содержит ни одной из
предложенных орфограмм – дети стоят без движения. Задания предлагаю
разнообразные. В рамках одной физминутки не использую задания больше чем с
тремя различными орфограммами.
Для развития орфографических навыков
школьников использую следующие виды упражнений: орфографический разбор,
списывание, диктант, лексико-орфографическое сочинение и др. Эти задания
провожу систематически и разрабатываю так, чтобы они дополняли друг друга.
Большую роль в развитии
долговременной памяти и орфографических навыков играют повторения. Повторение
пройденного материала предупреждает его забывание, позволяет восстановить
забытое, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их
осознанными и прочными.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.