ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Н.В.
Жулькова,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической
работе
МБОУ
СОШ №53, Ульяновск (Россия), nerakhtina@yandex.ru
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту планируемые результаты обучения делятся на три
группы: личностные, метапредметные и предметные. Метапредметные результаты
включают сформированные универсальные учебные действия (УУД) познавательные,
регулятивные и коммуникативные [1]. Коммуникативные
универсальные учебные действия обеспечивают возможности
сотрудничества. «Уметь учиться» значит уметь эффективно сотрудничать с
учителем и с одноклассниками, уметь вести диалог, слышать, слушать и понимать
партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать собственное мнение и
мнение других людей.
С учетом специфики
химической науки и накопленного в школьной практике опыта обучения химии мы
изучали формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством
использования ситуационных задач по химии в учебном процессе [2].
Среди технологий, методов и приёмов развития универсальных
учебных действий
в основной школе особое место занимают учебные ситуации. Они могут быть
построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Важно,
чтобы все учебные ситуации являлись прототипами реальных ситуаций, с которыми
школьники могут столкнуться в повседневной жизни.
В основной школе большим дидактическим потенциалом
обладают следующие ситуации:
• ситуация-проблема требует быстрого решения
(с ее помощью можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация создается
на основе изображений или рисунков (как правило, с использованием средств ИКТ)
с целью зрительного представления самой ситуации и нахождения наиболее простого
пути ее решения;
• ситуация-оценка включает описание
реальной ситуации и готовое решение. Учащимся в данном случае следует оценить
правильность приведенного решения, обосновав его преимущества;
• ситуация-тренинг может быть
представлена в двух вариантах: 1) тренинг по описанию ситуации; 2) тренинг по
решению проблемы, поставленной на примере описанной ситуации.
Приведенные учебные ситуации могут быть положены в
основу создания ситуационных задач, направленных на формирование у учащихся
универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных.
Анализ немногочисленных трактовок понятия
«ситуационная задача» привел нас к необходимости предложить авторскую
формулировку этого понятия. Под ситуационной задачей мы понимаем средство
обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически
значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного
предмета [3].
Специфика ситуационных задач по химии заключается в
том, что они обеспечивают формирование у старшеклассников понятий о веществах,
важнейших химических процессах, законах и методах химической науки.
Для создания ситуационных задач с химическим
содержанием основными источниками являются: средства массовой информации,
статистические материалы, научные публикации, художественная литература,
ресурсы интернета.
Как правило, любая ситуационная задача состоит из
описания какой-либо ситуации (реальной или вымышленной) и личностно-значимого
для учащихся вопроса. При составлении ситуационных задач следует брать темы,
которые привлекают внимание учащихся, вызывают познавательный интерес. Полезно
формулировать задачи в виде рассказа или сказки. Хорошо составленная
ситуационная задача должна стимулировать появление у учащихся разнообразных
эмоций (сочувствие, гнев, радость, удивление и т.д.). Очень важно, чтобы
школьникам была понятна проблема, лежащая в основе ситуационной задачи,
следовательно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная
работа (ОЭР) по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
старшеклассников через использование ситуационных задач по химии в
образовательном процессе.
На основе анализа практики и научных исследований был
разработан критериально-оценочный аппарат успешности учащихся в работе с
ситуационными задачами. Были выделены три уровня успешности старшеклассников в
работе с ситуационными задачами: I, II, III. Первый
уровень успешности характерен для учащихся, которые решают ситуационные задачи
по химии с подсказками учителя или используя материал конкретного параграфа
учебника. Второй уровень присущ старшеклассникам, которые решают ситуационные
задачи, требующие поиска информации из дополнительных внешних источников, ее
анализа и переработки. Третий уровень успешности характерен для школьников,
которые сами составляют ситуационные задачи с химическим содержанием.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий проводилась по методике, предложенной М. Ступницкой
[4]. С этой целью были опрошены учителя, работающие в 9-х и 10-х классах.
Предлагалось оценить следующие виды работы учащихся на уроке: изложение
собственных мыслей, ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы и
способность задавать вопросы, способность возражать оппоненту), взаимодействие
в учебной группе (способность аргументированно отстаивать собственную позицию,
способность гибко менять свою позицию, способность подчиняться решению группы
для успеха общего дела), соблюдение социальной дистанции в ходе общения
(способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения).
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной
работы были определены первоначальные уровни успешности старшеклассников в
решении и составлении ситуационных задач, сформированности у них
коммуникативных универсальных учебных действий на основе специально
разработанного инструментария. Кроме того, была установлена зависимость между
ними.
Результаты первичной диагностики уровня успешности
старшеклассников в работе с ситуационными задачами позволили сделать вывод о
том, что более 80% учащихся находятся на низком и среднем уровнях успешности.
Результаты данного этапа исследования дают возможность
предположить существование линейной зависимости между уровнями успешности
старшеклассников в решении и составлении ситуационных задач, а также уровнями
сформированности у них коммуникативных универсальных учебных действий.
На этапе поискового эксперимента была
проведена проверка эффективности использования различных форм применения
ситуационных задач по химии в образовательном процессе и проверен комплекс
педагогических условий, обеспечивающих эффективное их применение.
Для проведения педагогического эксперимента были
сформированы три группы старшеклассников по 50 человека в каждой, которые
изучали химию на базовом уровне: две – экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2) и
одна – контрольная группа (КГ).
Экспериментальная работа в данных группах
характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия.
В КГ реализовывалось первое необходимое педагогическое
условие, направленное на регулярное использование ситуационных задач на всех
этапах урока химии.
В ЭГ-1 реализовывались первое и второе необходимые
педагогические условия, то есть учащиеся не только решали ситуационные задачи
на уроках химии, но и сами составляли ситуационные задачи по темам школьного
курса химии в качестве альтернативного домашнего задания.
В ЭГ-2 реализовывался комплекс педагогических условий,
проверялась эффективность разработанного курса по выбору «Решение ситуационных
задач по химии».
На формирующем этапе
опытно-экспериментальной работы имело место систематическое внедрение
методики использования ситуационных задач по химии для формирования
универсальных учебных действий учащихся в образовательную практику. Был
произведен анализ и обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Таблица 1.
Результаты
формирования уровня успешности старшеклассников в работе с ситуационными
задачами по химии
Группа
|
Показатели
|
Уровни успешности в работе с ситуационными задачами
|
Ср
|
c2наб
|
I
|
II
|
III
|
число
|
%
|
число
|
%
|
число
|
%
|
КГ
|
исходный
|
40
|
80
|
6
|
12
|
4
|
8
|
1,28
|
1,88
|
заключительный
|
34
|
68
|
10
|
20
|
6
|
12
|
1,44
|
|
ЭГ-1
|
исходный
|
41
|
82
|
5
|
10
|
4
|
8
|
1,34
|
10,45
|
заключительный
|
26
|
52
|
16
|
32
|
8
|
16
|
1,64
|
|
ЭГ-2
|
исходный
|
40
|
80
|
7
|
14
|
3
|
6
|
1,26
|
21,68
|
заключительный
|
20
|
38,46
|
21
|
40,38
|
11
|
21,154
|
2,0
|
|
Таблица 2.
Результаты
формирования уровня коммуникативных универсальных учебных действий старшеклассников
Группа
|
Показатели
|
Группы
по уровням сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
|
Ср
|
c2наб
|
Слабая
|
Средняя
|
Сильная
|
Число
|
%
|
Число
|
%
|
Число
|
%
|
КГ
|
исходный
|
31
|
62
|
11
|
22
|
8
|
16
|
1,54
|
1,48
|
заключительный
|
25
|
50
|
15
|
30
|
10
|
20
|
1,7
|
|
ЭГ-1
|
исходный
|
32
|
64
|
10
|
20
|
8
|
16
|
1,52
|
9,2
|
заключительный
|
17
|
34
|
21
|
42
|
12
|
24
|
1,9
|
|
ЭГ-2
|
исходный
|
32
|
64
|
9
|
18
|
9
|
18
|
1,54
|
22,4
|
заключительный
|
9
|
18
|
25
|
50
|
16
|
32
|
2,14
|
|
Анализ результатов, полученных нами в контрольной и
экспериментальных группах на констатирующем и формирующем этапах
опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о том, что
формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся протекает
эффективнее при соблюдении комплекса педагогических условий успешного
использования ситуационных задач по химии в образовательном процессе. На основе
полученных данных также можно сделать вывод о существовании зависимости между
уровнем успешности старшеклассников в работе с ситуационными задачами и
уровнями сформированности у них коммуникативных универсальных учебных действий.
Данная зависимость близка к прямо пропорциональной.
Таким образом, ситуационные задачи по химии обладают
большим дидактическим потенциалом для формирования коммуникативных
универсальных действий учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:
Просвещение, 2011.
2.
Жулькова,
Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных
учебных действий обучающихся / Н.В. Жулькова // Актуальные проблемы химического
образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.: А.П.
Солодков (гл. редактор) [и др.]. –Витебск: ВГУ имени П.А. Машерова, 2013. С.
52-53.
3.
Жулькова,
Н.В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке / Н.В. Жулькова //
Химия в школе. – 2013. - №9. –С.45-47.
4.
Ступницкая,
М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников
[электронный ресурс] - Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712
5.
Сборник
ситуационных задач по химии / авт.-сост. Н.В. Жулькова. – Ульяновск, 2012 . –
65с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.