Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и
во внеклассной работе через проектно-исследовательскую деятельность
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении
все более востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а
компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической
деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу
проектов, приобретающему все большую популярность за счет
рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для
решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я
познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", - вот основной
тезис современного понимания метода проектов.
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет
следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы,
план, действия, результаты, рефлексия. Так мотивом для
работы над проектом "Лексика современного русского языка" для
пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: "Сколько
слов в русском языке?" Решено было это выяснить. Сформировались по желанию
участников проекта группы, каждая из которых получила задание: собрать
информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа,
взявшая для изучения проблему "Употребление
старославянизмов в русском языке", поставила для себя цель: узнать
как можно больше о самых древнейших словах письменного языка славян.
Выдвинутая гипотеза (старославянский язык внес большой вклад в
развитие русского языка, потому что:) способствовала постановке задачи:
найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского
происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые
разнообразные методы:словесные, наглядные, практические. Затем (под
ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий,
сводящийся к следующему:
1. Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику
русского языка, в частности и старославянизмы (символ).
2. Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках
информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.
3. Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы,
выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших
слов.
4. Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из
Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в
тексте.
5. Составить синквейны к словам старославянского происхождения.
6. Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи
под ними - слова старославянского происхождения.
7. Предложить музыкальные ассоциации.
В подобном ракурсе организовывали свою деятельность и другие
группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую
лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы,
неологизмы. Результатом ( или продуктом) проектной
деятельности явилось следующее: реферат, мини - исследование в работе над
текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд - шоу,
выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио - папка
материалов, эстетично оформленных ( через компьютер), с рисунками как наглядное
пособие для будущего поколения учеников.Презентация состоялась на
открытом уроке перед учителями Петушинского района, а также в виде выступления
перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.
В течение года пятиклассники принимали участие в других
проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам
"Описание любимого животного", "Какая (ой) я?", "Сочиняем
сказки", "Осенние фантазии". Группа ребят выступила с
презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции
" Шаг в будущее". Самые юные участники этой конференции доказали:
"Ничего нет трудного, если есть желание". Их работы по многоаспектному
анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.
Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно:
каждый ученик вовлечен в творческий процесс по получению новых знаний,
самостоятельно выполняет деятельность, которая выбрана им самим, участвует в
совместном труде, в процессе общения, коммуникации; повышает
мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У
проектантов формируются различные компетнтности, под которыми, по
мнению современного ученого-дидакта И. С. Сергеева, в современной педагогике
понимаются "комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные
знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в
необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как
правило, в форме умений."
В процессе проектной деятельности формируются различные
общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные,
умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные,
презентационные.
Подробнее остановимся на коммуникативных умениях,
под которыми подразумеваются следующие:
·
умение инициировать со взрослыми - вступать в диалог, задавать
вопросы и отвечать на них;
·
умение вести дискуссию;
·
умение отстаивать свою точку зрения;
·
навыки устного опроса, интрервьюирование;
·
навыки монологической речи.
Презентация проекта " Лексика современного русского
языка" показала, что формирование коммуникативной
компетентности как нельзя лучше осуществляется в процессе подготовки
практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами
(доклад - образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков,
отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает
вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые
высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию творческое
сочинительство (стихи), учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили
высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший
результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке
будет взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и
целенаправленного совершенствования речевой деятельности.
При формировании коммуникативной компетенции важно знать правила
говорящего:
·
логично строю речь;
·
ясно излагаю мысли;
·
не теряю "нити" разговора;
·
правильно и красиво говорю;
·
владею интонацией;
·
умею варьировать темп речи;
·
владею вниманием слушателей;
·
не употребляю слов-сорняков;
Формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочное
время с выходом на проект (из опыта работы)
Содержание.
|
Вид деятельности.
|
Продукт (коллективный, групповой,индивидуальный
проект).
|
Вид презентации.
|
Направление:
|
работа
|
со
словом
|
|
1.
Учебник, памятка, алгоритмы.
|
Различные
виды лингвистического анализа слова: орфоэпический, лексический,
этимологический, морфологический:
|
Пособие
"Грамматический рассказ о словах "правда", "солнце":
(коллективный проект из индивидуальных).
|
Устная
защита на уроке 5-6 кл.
|
2.
Учебник, памятка, алгоритмы.
|
Составление
словосочетаний и их анализ.
|
Плакат
(групповой проект) как наглядное пособие.
|
Устная
защита на уроке.
|
3.
Сборник "Пословицы и поговорки".
|
-Работа
со сборником.
-Подготовка
устного речевого высказывания.
|
Наглядное
пособие из индивидуальных рисунков с подписью.
|
Выступление
перед учениками младших классов.
|
4.
Алгоритмы, энциклопедия, справочники, тексты художественных произведений,
Интернет.
|
Многоаспектный
(лингвистический, художественно-эстетический, литературоведческий) анализ
слов нравственного содержания
"совесть","надежда","правда",
"честь", "природа" и др.:
|
Индивидуальные
творческие проекты интегрированного характера в виде аттестационной работы по
русскому языку (в письменном виде).
|
-Устная
защита на экзаменах 9,11 кл.
(с
компьтерной презентацией).
|
5.
Алгоритмы, справочная литература,словари, Интернет.
|
Многоаспектный
анализ слов, вызывающих художественно-эстетические чувства.
("сказка",
"апрель", "февраль" др.)
|
Индивидуальные
творческие проекты интегрированного характера (в письменном виде).
|
Защита
на школьной конференции "Шаг в будущее" (гуманитарная секция 5-8
кл.)
|
6.
Мыслительная операция: образное, ассоциативное восприятие слова, слово в
символах; книга "Энциклопедия символов".
|
-Устное
и письменное речевое высказывание.
-Работа
с книгой.
|
Коллективный
проект из индивидуальных рисунков с письменным комментарием.
|
Компьютерная
презентация рисунков на уроке, а также перед учащимися младших классов.
|
7. Книга
"В мире мудрых мыслей", словарь афоризмов.
|
-Работа
со словарем, книгой
-Устное
речевое высказывание
|
Альбом с
рисунками, коллажами с письменным комментарием.
|
Устная
защита на уроке 5,6 кл., на внеклассном мероприятии.
|
8.
Словарь фразеологизмов.
|
-Работа
со словарем
-Устное
речевое высказывание
|
Групповой
проект (альбом из индивидуальных рисунков).
|
Выступление
перед учени-ками младших классов.
|
9.
Диалектные слова жителей Петушинского района.
|
Сбор
материала
|
"Словарь
бабы Шуры" (индивидуальный проект).
|
Выступление
на внеклассном мероприятии.
|
Направление:
|
работа
|
с
предложением
|
|
1.
Учебник, памятка.
|
-Синтаксический
разбор предложения
|
Плакат
(групповой проект)
|
Устная
защита на уроке
|
2.
Алгоритм "Синтаксическая лесенка", "Словарь афоризмов",
книга "В мире мудрых мыслей".
|
-Составление
пред-ложений с разными видами обособления, с однородными членами, вводными
словами и вводными конструкциями
-Составление
сложных предложений разных
видов:БСП,ССП,СПП
|
- Один
из фрагментов аттестационной работы.
(индивидуальный
проект)
-
Контрольная работа.
|
-Фрагмент
презентации на экзамене (устная и письменная защита)
9,11класс.
-на
уроке 5- 9класс.
|
Напавление:
|
работа
|
с
текстом
|
|
1. Текст
(нравственного содержания).
Подбирает
учитель.
|
Комплексный
анализ текста.
|
Индивидуальная
контрольная работа.
|
Устная
защита на уроке отдельных фрагментов
5-9 кл.
|
2. Текст
(нравственного содержания).
Подбирает
сам ученик.
|
-Комплексный
анализ текста.
-Ученик
подбирает к тексту задания, сам отвечает.
|
Сборник
"Комплексный анализ текста".
(групповой
проект))
|
Заседание
детского научного общества (гуманитарная секция)8,9 кл.
|
3. Текст
стихотворения В.Краско "Думы о русском языке".
|
-.Филологический
анализ стихотворения;
-.Создание
собственных речевых высказываний на заданную тему.
|
Сборник стихотворений,прозаи-ческих
текстов (групповой проект)).
|
Выступление
на открытом уроке перед учителями района.
|
4.
Выступление на внеклассном мероприятии африканских студентов.
|
-
слушают;
-
создают письменное речевое высказывание.
|
-Статья
"Говорит и показывает Африка" (индивидуальный проект)
-Групповой
проект в виде сочинений.
|
Районная
газета "Вперед".
|
5.
Справочная литература, словарь лингвистических терминов, материалы из
Интернета, учебник.
|
-работа
со словарем, учебником.
-создание
собственных речевых высказываний (устных и письменных).
|
-
коллективный творческий проект "Лексика современного русского
языка" 5 кл.
|
Открытый
урок перед учителями района, выступление перед учениками младших классов.
|
6.
Факультативный курс "Комплексный анализ слова как средство формирования
предметных компетенций".
|
-
Создание собственных речевых высказываний (устных и письменных)
-Написание
сочинений разных жанров.
|
Аттестационная
работа по комплексному анализу слова.
|
Защита
на экзамене 9,11 класс.
|
Данная таблица отображает некоторые варианты проектов,
способствующих развитию коммуникативной компетентности.
Таким образом, в преподавании русского языка на современном
этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта,
ибо он способствует формированию различных компетентностей,среди
которых важное место принадлежит коммуникативной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.