Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья "Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся"

Статья "Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся"

Скачать материал

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся.

План

1. Введение

2. Цель самообразования, задачи

3. Здоровьесберегающая технология в школе:

       - здоровьесберегающая деятельность школы

        - здоровьесберегающие технологии на внеклассных мероприятиях.

   - создание здоровьесберегающей среды на уроке

   - валеологические требования к уроку     

    - методики для проведения оздоровительной работы

 

1.Введение

 Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна:  удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% от общего количества обучающихся, в школах же нового типа с высокой интенсификацией учебного процесса здоровых школьников осталось не более 4%

Перечислим следующие факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья:

·                     организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

·                     санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, достаточная освещенность, правильное цветовое решение кабинета, низкий уровень шума);

·                     психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);

·                     методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

·                     двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики).

Дифференциация системы школьного образования, усложнение программ, наряду с углубленным изучением ряда предметов, являются, с одной стороны, прогрессивными потребностями современного общества, а с другой – факторами риска для здоровья обучающихся.

Ребенок приходит в школу и на многие годы школа становится для него окружающей средой, в которой важно все:

·                     факторы среды (температура, освещенность, визуальная среда и т.д.),

·                     воспитательный процесс,

·                     условия учебного процесса,

·                     знание возрастных психологических данных,

·                     стиль деятельности учителя.

2. Цель: изучение методик здоровьесбережения

Задачи:

·                     предупредить перегрузки обучающихся в учебном процессе;

·                     оптимально организовать учебный день и неделю с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей;

·                     привлечь максимально возможное количество обучающихся к занятиям в спортивных секциях,

·                     составить программу кружка здоровья

Ожидаемый результат:

Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе и ухудшения здоровья школьников.

    Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

        По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

           Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

 

           Помимо семьи, развитию двигательной активности ребенка серьезное внимание должна уделять и школа. Многие могут сказать, что в школе достаточно нагрузки на ребенка на уроках физической культуры. Но это происходит лишь там и тогда, где администрация учебно­го заведения уделяет проблеме сохранения здоровья учащихся первостепенное значение. Но таких школ не очень много. Осуществление оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, медицинского персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.

3. Здоровьесберегающая технология в школе

 

    Здоровьесберегающие технологии — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья  взрослых и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологи­ческой и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

          Что же необходимо сделать администрации школьного учреждения и педагогу, чтобы внедрить здоровье сберегающие технологии в учебный процесс?

Здоровьесберегающая деятельность школы:

- Профилактические прививки;
- Дни и Недели Здоровья;
- Спортивные школьные праздники;
- Участие в районных спортсоревнованиях;
- Беседы о здоровье с учащимися;
- Беседы о здоровье с родителями;
- Витаминизация;
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
- Диспансеризация;

              Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

             Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.

             На уроках природоведения говорим о правильном питании школьника.

             Во время перемены у нас проводятся специальные оздоровительные игры. Приведу лишь один пример игры под названием «Театр пантомимы». Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения: поезда, самолёта, гусеницы, черепахи, змеи, медведя и т.д. При выполнении упражнения дети не должны отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие – слаженное и чёткое выполнение упражнения детьми, единение мыслей, чувств и движений.

            

Здоровьесберегающие технологии на внеклассных мероприятиях.

 

      Цели и задачи таких мероприятий - формирование навыков здорового образа жизни. Мною разработана программа кружка здоровья.  Его цели:

  • обучение жизненно важным навыкам;
  • формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;
  • воспитание здорового образа жизни.

       Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в  сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении занятий, спортивных мероприятий, культпоходов в лес.Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

          Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив : он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы  и должны создать и воспитать , начиная с самого раннего детства. Причем здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:

- в физическом плане( ребенок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме),

- в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение),

- в нравственном плане (честен, самокритичен)

- в социальном плане(коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить)

- в эмоциональном плане(уравновешен, способен удивляться и восхищаться)

Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитатательные цели, но и валеологические. Учитель должен выстроить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.

 

Приемы для создания здоровьесберегающей среды на уроке.

       Для профилактики близорукости:

1. упражнения для глазодвигательных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза(повторить 5-6 раз)

- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы

- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно

2 упражнения, снимающие утомление глаз:

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд.

- сидя, быстро моргать в течение 1-2 секунд(способствует улучшению кровоснабжения)

- стоя, смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, а затем поставить палец руки на 25-30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3-5 секунд.

- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение)

 

- на доске работать мелом разного цвета.

 

       Для учащихся особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

 

       Не нужно забывать и о дыхании.

Урок начинать с успокаивающего дыхании, во время контрольной или самостоятельной работы использовать мобилизующее дыхание.

Использовать упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата в разных органов:

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:                                 И-  мозг, функция почек.

          Э – железа внутренней секреции

          А – железа внутренней секреции

          О – средняя часть груди

          ОИ – сердце

- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф – воздух как бы выталкивается через нос.

     Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. В газете “Начальная школа” приложение к газете “Первому сентября” № 15 – 2005 год была статья “Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми”. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит”.

Ежегодно во 2 и начале 3 четверти в классе можно проводить витаминизацию детей, и в классе ежедневно стоит блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы.

 

      Так как одно из направлений работы -  воспитание и формирование здорового образа жизни, то я ввела в свою работу в 3 и 4 классах:

- “дерево здоровья” для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это “дерево” заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.

- сочинения о важности здоровья (“Здоровье и питание”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Как вырасти здоровым и умным?” и т.д.).

- классные часы по теме здоровья

    Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это мы с вами должны осознавать. Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения должно стать общеобразовательное учреждение, так как на этапе возрастной социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Валеоологические требования к уроку

1.Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.

    

2.Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассказ. Слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность уроков способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая смена одной деятельности на другую потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий

 

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

 

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. норма: не менее трех.

 

5.Чередование видов преподавания: норма: не позже чем через 10-15 минут.

 

6.Творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки).

умение

 

7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

 

8.Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

 

9.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

 

10.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

 

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция  внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

 

12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.

 

13. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный) между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность)

 

 В конце урока обратить внимание на следующее:

 

1.  Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %.

 

2.     Момент наступления утомления учащихся и снижение их  учебной активности. определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

 

3.     Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашней работы, задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное им на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

 

Рекомендуемые методики для проведения оздоровительной работы

 

1. Для повышения резистентности организма ребенка к внешним воздействиям, в том числе бактериальным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточаев, сборов, отваров трав).

 

2. Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерапия - ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения.

 

3. С целью повышения резистентности организма и для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации детей в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (элеутерококк, жень-шень и др.).

 

4. Для организации рационального питания учащихся, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта рационально внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания, а также включение в рацион питания специальных продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью.

 

5. С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления учащихся с патологией органа зрения рекомендуется проведение специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна офтальмокоррекция - это воздействие на зрительный анализатор основных цветов: красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого, фиолетового.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова – Москва, Ставрополь, 2003г.

2. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения. Н.Н.Синягина, И.В.Кузнецова - Москва, 2003 г.

3. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. В.Ф.Базарный – Сергиев Посад, 1995 г.

“Подвижный” способ обучения и его влияние на развитие учащихся. Л.А.Лецких – журнал “Завуч начальной школы” № 1 – 2004 год, с. 34 - 50

4. Предупреждение близорукости. В.П.Щербинина. – журнал “Начальная школа” № 2 – 1991 г., с. 85

5. Укреплять здоровье. А.И.Попова. – журнал “Начальная школа” № 6 – 1990 г., с. 89 – 92

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна:  удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% от общего количества обучающихся, в школах же нового типа с высокой интенсификацией учебного процесса здоровых школьников осталось не более 4%.

                    Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

             Здоровьесберегающие технологии — это система работыобразовательного пространства по сохранению и развитию здоровья  взрослых и детей.

 

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологи­ческой и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 356
    • DOCX 86.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Амоголонова Лидия Дашиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Амоголонова Лидия Дашиевна
    Амоголонова Лидия Дашиевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30291
    • Всего материалов: 42

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 125 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 141 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 770 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 831 человек

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции