Эстетическое
воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у
обучающихся коррекционных классов.
Одна из центральных задач
общеобразовательной школы на современном этапе - развитие у детей чувства
прекрасного, формирования художественного вкуса, умения понимать и ценить
произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира,
т.е. формировать качества эстетически развитой, творчески активной личности,
отстаивающей жизненную позицию, способной наследовать и приумножать
материальные и духовные богатства своего Отечества.
Формированию творчески активной
личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетически
оптимального восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь
видов учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждения личности,
укрепляет готовность к самостоятельным действиям, способность творчески использовать
свой опыт.
Важную роль в развитии творческой
деятельности играет начальная школа. В эти годы закладывается психологическая
основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое
мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить
сравнение, обобщать, делать выводы, начинают проявляться интересы.
Успешные формирования творческих
способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского
творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.
Чтобы сформировать умение творчески
мыслить, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии и расширении
кругозора детей, о создании реальной чувственной основы для воображения,
условий ознакомления с природными и художественными объектами.
Для детей с задержкой психического
развития (ЗПР) стоит наиболее остро проблема формирования эстетической
культуры. Работа с детьми, у которых наблюдается ЗПР, должна иметь еще и
коррекционную направленность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому
задачи и методы воспитания определяются особенностями психики детей с ЗПР,
отклонениями в эмоционально-волевом, умственном и физическом развитии. Для этих
детей характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с памятью,
вниманием, темпом и подвижностью психических процессов, повышенной
истощаемостью, низкой работоспособностью… ЗПР у детей нередко сочетается с
психомоторной расторможенностью, либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с
невротическими расстройствами, общей ослабленностью. И, как следствие, у детей
данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности.
Изобразительное искусство является
одним из средств приобщения к художественной культуре. Оно призвано развивать у
обучающихся художественное мышление, творческое воображение, зрительную память,
пространственные представления, изобразительные способности.
Для развития детей с ЗПР,
формирование гармонически развитой личности, а, следовательно, и развития
эстетических, творческих способностей систематически на уроках изобразительного
искусства проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства,
помогая познавать жизнь человека и природы, развивать не только зрительное
восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один
момент в цепи событий. И ученик с помощью своего воображения оживляет картину,
видит за ней события, характеры, образы в их динамике.
Большое внимание на уроках
изобразительного искусства уделяется тем произведениям живописи, в которых отражен
человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть
источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитания особенно
важно в познании живописи и изобразительного искусства. Портретная живопись
являет собой сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического
воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы
является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам
другого человека. Картины и скульптурные произведения составляют целую школу
эмоционально-эстетического воспитания.
На занятиях проходит ознакомление
учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного
изобразительного искусства и архитектуры. Занятия проводятся по темам:
«Искусство вокруг нас», «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя»,
«Изобразительное искусство и мир интересов человека» и т.д. Обучающиеся
проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи
прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина,
«Аленушка», «Царевна и Серый волк» Васнецова и т.д.
Достижение положительных результатов
по эстетическому воспитанию осуществляется с учетом дифференцированного подхода
и включает разнообразные формы и методы работы.
К таким методам относятся: упражнения
в практических действиях; направленных на преобразование окружающей среды;
проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям;
побуждения к сопереживанию, эмоционально положительному отклику на прекрасное,
негативное отношение к безобразному.
Формирование художественно-творческих
способностей начинается с первых уроков, дается представление для развития
художественно-творческих способностей детей, чему способствует работа кистью,
красками, мелками, карандашами, резание ножницами, склеивание бумаги, работа с
тканью, природным материалом.
Взаимосвязь восприятия человеком
природы и его внутреннего мира В.А. Сухомлинский сформулировал следующим
образом: «Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир
человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой
красотой – добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью ко злу…
Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит
красоты природы».
Уроки изобразительного искусства
направлены на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии,
эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений
о прекрасном, развитии чувствительности к форме, цвету, пространству. Уроки
способствует развитию абстрактного мышления, произвольного внимания,
пространственного воображения, памяти и речи, т.е. эти уроки помогают выполнять
и коррекционные цели в развитии детей, имеющих диагноз ЗПР.
Работа с природным материалом
заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой,
воспитания бережного и заботливого отношения к ней и формирования первых
трудовых навыков.
С прогулки дети часто приносят
желуди, шишки, ветки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают,
ощупывают, что способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида
материала.
Встречи с природой расширяют
представление детей об окружающем мире, учат их внимательного оглядывать в
различные явления, сохранять целостность восприятия.
Дети с ЗПР отличаются неустойчивостью
внимания, быстрой сменой настроения и быстрой утомляемостью. Учитывая это,
сочетается один вид деятельности с другим, и часто применяются дидактические
познавательные игры. Элементы игры, присутствующие в труде, усиливают
положительные эмоции, активизируют работу.
Из опыта многолетней работы видно,
что дети младших классов, имеющие недостатки в своем развитии, всегда стараются
эстетически выполнить задание на уроке, которое им поручают, но сами редко предлагают
интересные, оригинальные решения, если с ними не ведется целенаправленная
работа.
При благоприятной обстановке в семье
и умелом педагогическом подходе в школе, дети, особенно с незначительной
слабовыраженной задержкой развития, преодолевают отставание и достигают
определенных результатов в своем развитии и даже делают некоторые успехи в
определенных направлениях, достигая порой удивительных результатов.
Система эстетических воздействий на
обучающихся с ЗПР на уроках и внеурочной деятельности способствует развитию
эстетических вкусов детей, их нравственному росту, помогает познавать красоту в
окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному
совершенствованию.
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. -
Ростов-на-Дону, 1999.
2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз,
2000.
3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.:
Просвещение, 1968.
4. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. А.И. Бурова и
Б.Т. Лихачева. - М., 1974.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.