Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья: "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов".

Статья: "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов".

Скачать материал

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов.

 

Одна из центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе  - развитие у детей чувства прекрасного, формирования художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира, т.е. формировать качества эстетически развитой, творчески активной личности, отстаивающей жизненную позицию, способной наследовать и приумножать материальные и духовные богатства своего Отечества.

Формированию творчески активной личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждения личности, укрепляет готовность к самостоятельным действиям, способность творчески использовать свой опыт.

Важную роль в развитии творческой деятельности играет начальная школа. В эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать, делать выводы, начинают проявляться интересы.

Успешные формирования творческих способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Чтобы сформировать умение творчески мыслить, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии и расширении кругозора детей, о создании реальной чувственной основы для воображения, условий ознакомления с природными и художественными объектами.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) стоит наиболее остро проблема формирования эстетической культуры. Работа с детьми, у которых наблюдается ЗПР, должна иметь еще и коррекционную направленность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому задачи и методы воспитания определяются особенностями психики детей с ЗПР, отклонениями в эмоционально-волевом, умственном и физическом развитии. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с памятью, вниманием, темпом и подвижностью психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью… ЗПР у детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью, либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, общей ослабленностью. И, как следствие, у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности.

Изобразительное искусство является одним из средств приобщения к художественной культуре. Оно призвано развивать у обучающихся художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.

Для развития детей с ЗПР, формирование гармонически развитой личности, а, следовательно, и развития эстетических, творческих способностей систематически на уроках изобразительного искусства проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивать не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И ученик с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.

Большое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитания особенно важно в познании живописи и изобразительного искусства. Портретная живопись являет собой сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека. Картины и скульптурные произведения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания.

На занятиях проходит ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры. Занятия проводятся по темам: «Искусство вокруг нас», «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Изобразительное искусство и мир интересов человека» и т.д. Обучающиеся проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и Серый волк» Васнецова и т.д.

Достижение положительных результатов по эстетическому воспитанию осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы.

К таким методам относятся: упражнения в практических действиях; направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально положительному отклику на прекрасное, негативное отношение к безобразному.

Формирование художественно-творческих способностей начинается с первых уроков, дается представление для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствует работа кистью, красками, мелками, карандашами, резание ножницами, склеивание бумаги, работа с тканью, природным материалом.

Взаимосвязь восприятия человеком природы и его внутреннего мира В.А. Сухомлинский сформулировал следующим образом: «Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой – добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью ко злу… Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы».

Уроки изобразительного искусства направлены на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений о прекрасном, развитии чувствительности к форме, цвету, пространству. Уроки способствует развитию абстрактного мышления, произвольного внимания, пространственного воображения, памяти и речи, т.е. эти уроки помогают выполнять и коррекционные цели в развитии детей, имеющих диагноз ЗПР.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного и заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, что способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Встречи с природой расширяют представление детей об окружающем мире, учат их внимательного оглядывать в различные явления, сохранять целостность восприятия.

Дети с ЗПР отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения и быстрой утомляемостью. Учитывая это, сочетается один вид деятельности с другим, и часто применяются дидактические познавательные игры. Элементы игры, присутствующие в труде, усиливают положительные эмоции, активизируют работу.

Из опыта многолетней работы видно, что дети младших классов, имеющие недостатки в своем развитии, всегда стараются эстетически выполнить задание на уроке, которое им поручают, но сами редко предлагают интересные, оригинальные решения, если с ними не ведется целенаправленная работа.

При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе в школе, дети, особенно с незначительной слабовыраженной задержкой  развития, преодолевают отставание и достигают определенных результатов в своем развитии и даже делают некоторые успехи в определенных направлениях, достигая порой удивительных результатов.

Система эстетических воздействий на обучающихся с ЗПР на уроках и внеурочной деятельности способствует развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту, помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2000.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968.

4. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. - М., 1974.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья: "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Развитие у детей с задержкой психического развития (ЗПР) чувства прекрасного – одна из центральных задач современной школы в условиях реализации ФГОС общего образования.

2. Формирование эстетической культуры у детей ЗПР.

3. Особенности работы с детьми с ЗПР на уроках изобразительного искусства.

4. Взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений действительности и искусства.

5. Средства приобщения обучающихся с ЗПР к художественной культуре на уроках изобразительного искусства.

 

6. Успехи обучающихся с ЗПР в формировании эстетического воспитания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 122 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 303
    • DOCX 18.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Корник Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Корник Наталья Николаевна
    Корник Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3973
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек