Элементы исследовательской деятельности учащихся на
уроках математики
Цимбал
Наталья Васильевна (МКОУ СОШ №2 г.Россоши)
Образование
на современном этапе предполагает создание условий для реализации творческого
потенциала учащихся, условий, при которых вместе с накоплением и применением
знаний развивались бы склонности, способности ученика. Основная задача школы –
научить ученика учиться, научить добывать новое знание, приходить к открытию
новых истин. Решению этой задачи способствует применение элементов
исследовательской технологии в образовательном процессе.
Под
учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими
научных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается от
него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
Исследовательская
деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением
учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования
в научной сфере. Постановка проблемы, изучение теории, подбор методик
исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,
собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью
исследовательской деятельности, нормой её поведения.
Сегодня
о научно-исследовательской деятельности говорят, смешивая ее с проектной, но
это не совсем верно, поскольку исследование на выходе имеет новое знание, а
проектная деятельность – продукт, направленный на изменение реальной ситуации,
пусть и виртуальной. Научно-исследовательская деятельность – иной вид
деятельности, ориентированный на другие типы результатов. В ней формируются
именно исследовательские навыки – анализа, сравнения и сопоставления,
формулирования и доказательства гипотез и т. д.
В
современном мире (и это ни для кого не секрет!) мотивация детей к учебе
снижена, потребность в качественных знаниях отсутствует, так как наличие этих
знаний не гарантирует их обладателям успешности в жизни и профессиональной
деятельности. Усиление мотивации к учебе, пробуждение интереса к ней – это и
есть, по моему мнению, цель использования в преподавании проектно-исследовательских
технологий. Однако это использование должно быть разумным, дополняющим
традиционный урок, а не подавляющим его. Для такой отрасли знаний, как
математика, это еще более важно.
Все, что
нас окружает сегодня – это плоды умственной работы, воплощенной в материальные
ценности через технологии и производственный процесс, которые являются
прикладными формами научной деятельности человека.
Понимание этого подводит нас к необходимости включения исследовательской
деятельности в образовательный процесс.
Такая
работа учащихся направлена на достижение следующих целей:
ü
Расширение
кругозора учащихся в области достижений математики;
ü
Выявление
наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.
ü
Активное
включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
ü
Совершенствование
умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и
эрудиции.
Исходя
из данных целей учителю необходимо решать следующие задачи:
ü
Помочь
овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
ü
Научить
работать с литературой;
ü
Научить
методам и приемам научного исследования.
Исследование
может быть организовано на всех этапах обучения математики: некоторые элементы
исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и
подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню
творческой самостоятельности.
Примерами
исследовательской деятельности учащихся могут служить следующие задания:
АВС
|
А=
|
В=
|
С=
|
Сумма углов
треугольника равна
|
MKN
|
М=
|
К=
|
N=
|
Сумма углов
треугольника равна
|
|
O=
|
P=
|
S=
|
Сумма углов
треугольника равна
|
Предположение
Сумма
углов треугольника
|
1)Измерьте величины углов треугольников и
запишите результаты измерений в таблицу. Выскажите предположение о том, чему
равна сумма углов треугольника.
2) Организация работы по
выдвижению и доказательству гипотезы: сумма углов треугольника 1800. Изготовление
учащимися моделей (разрезание произвольного треугольника на 3 части, содержащие
углы и объединение их в развернутый угол).
3) Исследование площади
прямоугольника данного периметра (геометрия 7 класс).
Периметр прямоугольника 24
см., а его основание см. Задайте формулой зависимость
площади S от x.
Заполните таблицу:
x
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5,5
|
5,8
|
6
|
6,1
|
6,2
|
6,5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
S
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ü
при каком значении x получился прямоугольник наибольшей
площади S;
ü
каково
наибольшее значение S;
ü
выбрать
два значения x и
вычислить S, удалось
ли получить значение S, большее,
чем ранее?
ü
какую
гипотезу можно высказать о форме прямоугольника наибольшей S, имеющего
данный периметр.
4)Исследование
зависимости времени движения от маршрута.
ü Из пункта А в
пункт В можно попасть, проехав 10 км по шоссе до пункта В1, а затем 4
км по грунтовой дороге В1В. По шоссе скорость движение равна 15м/с,
по дороге 12 м/с, а по целине 10 м/с.
ü Сколько времени
потребуется вездеходу на путь АВ по маршруту АВ1В?
ü Может ли
вездеход быстрее достичь пункта В, если свернет на целину?
ü Заполнить
таблицу зависимости времени движения t(сек) вездехода от расстояния x(м) от
точки С, в которой вездеход сворачивает с шоссе, до точки В1.
x,м
|
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
5000
|
6000
|
7000
|
t,сек
|
|
|
|
|
|
|
|
ü Найти с
точностью до 100 м, на каком расстоянии от В1, должен свернуть с
шоссе вездеход, чтобы время, затраченное на путь АВ, было наименьшим.
Литература
1.
И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева, «Наглядная
геометрия 5-6» - М., «Дрофа», 2002 г.
2.
Н. В. Бурмистрова, Н. Г. Старостенкова, «Наглядная
геометрия: рабочая тетрадь для учащихся 5 класса» - Саратов, «Лицей», 2001 г.
6. Асмолов
А.Г. Формирование универсальных учебных действий
в основной школе: от действия к
мысли. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
— 159 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.