ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Мезенцева
Елена Викторовна
МКОУ
" Бирюковская основная общеобразовательная школа"
Большесолдатского
района Курской области
В
последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей приобрела особую
значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания
дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого
саморазвития личности школьника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и
сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение
к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет
его и нашей жизнью.
Одним из
эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания
подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и
спортом.
Современные
школьники имеют массу интересов и увлечений; у них есть все возможности для
удовлетворения своих духовных потребностей. Добиться успеха в воспитании и
обучении школьников невозможно без культурного, духовно-нравственного
воздействия на них, без умелого использования методики воспитательного процесса
[1].
Физическое воспитание обучающихся неразрывно связано с
духовно-нравственным воспитанием. Но при организации физического воспитания в
школе недостаточно уделяется внимания обоснованной методике духовно-нравственного
воспитания.
Говоря о духовно-нравственном
воспитании школьников, необходимо проанализировать, как в литературе
рассматривается воспитание как процесс в целом. Воспитание
- одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее
вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный
характер.
Чтобы четко представлять основные особенности
духовно-нравственного воспитания, посмотрим, как данное понятие раскрывается в
различных источниках. Духовно нравственное воспитание -
это целенаправленное формирование морального сознания, развитие
нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Главная цель духовно-нравственного воспитания - воспитание нравственного
человека, способного к принятию ответственных решений и нравственному поведению
в любых жизненных ситуациях [2].
Физическое воспитание представляет собой процесс
решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи
все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью
физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное
формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических
качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его
физическую дееспособность.
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко
организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной
деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы
занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью,
гармонично развивает ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и
нравственностью.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном
развитии тела ребенка в тесном единстве с умственным, трудовым, духовно-
нравственным, эстетическим воспитанием.
При проведении физических упражнений наряду с решением
специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья и др.)
формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические
процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение),
нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность),
эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений,
осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходит
ряд серьезных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде
всего в том, что у ребенка появляется дело (учение), отношение к которому,
наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При
поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым
ученик должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни.
Выполнение этих норм определяет отношение к ребенку других людей, взрослых и
сверстников, причем оценка последних в этот период, как показывают
исследования, в значительной степени повторяет оценку учителя. Вследствие
этого у маленького школьника развивается активное стремление следовать указанным
нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержанию моральных норм [3].
Для школьников характерны повышенное внимание к духовно-нравственной стороне
поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Требования к
другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький
школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребенок старается
вести себя «как надо», ревностно выполняет некоторые (по большей части -
легкие) правила. В то же время его поведение продолжает в основном определяться
непосредственными мотивами, а при столкновении стремления действовать по
правилу и противоречащего ему непосредственного желания первое не столько
преодолевает второе, сколько идет у него на поводу, представляя собой как бы
компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями.
Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением
не вызывает у ребенка чувства недовольства собой, у него не возникает конфликта
и связанных с этим особых переживаний, сохраняется положительное отношение к
себе [2].
Младший школьный возраст - благоприятный период для
развития нравственного отношения к труду. Все дети, поступая в школу, хотят
хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Однако это понимание у
них в основном словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые,
причем специфические для учебного труда навыки и умения, не опирается на
привычку работать систематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с
которыми в первые же дни встречается ребенок, и неумение их преодолеть могут
очень быстро закрепить отрицательное отношение к учению [4]. Для ребенка учение
станет тяжелой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно
скажется и на его нравственном развитии.
Исходя из сказанного, как основную задачу
нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие
произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого
необходимо, во-первых, четко выделить навыки поведения для выполнения
предъявляемых ребенку моральных правил; расчленить их на простые действия,
которые сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии,
подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, следует
так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего
на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребенка
противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным
его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им.
В-третьих, необходимо развивать произвольность поведения, умений действовать в
соответствии с заранее поставленной целью.
Важной задачей является в этот период также развитие
нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развиваются
трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлеченность его
процессом. Учение - наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития
нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивался не только
результат, но и затраченные ребенком усилия [5].
Преподаватели физического воспитания должны хорошо уметь
и знать как правильно применять в работе с детьми методы духовно-нравственного
воспитания. В то же время нельзя забывать, что физическая культура -
эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения,
преодолевая часто очень значительные внешние и внутренние трудности, ученик
занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе
двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во вне учебное
время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию.
Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива.
Библиографический список:
1. Богданова О. С. Азбука
нравственного воспитания. / О. С. Богданова М. : Просвещение, 1979.
2. Дубровина И. В. Возрастная и
педагогическая психология: хрестоматия. учеб. пособие для студ. ср. пед. учеб.
заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.:
Академия, 1998.
3. Кукшин В.С. Теория и
методика воспитательной работы. учеб. пособие./ В. С. Кукшин. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Изд. центр «Март», 2004.
4. Маленкова Л И. Теория и методика
воспитания. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2002.
5. Гребенкина Л. К. Методика
воспитательной работы. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
A Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В. А.
Сластёнина. М. : Академия, 2002.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.