Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыСтатья "Духовно-нравственное воспитание - как фактор развития личности школьника на уроках физической культуры"

Статья "Духовно-нравственное воспитание - как фактор развития личности школьника на уроках физической культуры"

Скачать материал

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Мезенцева Елена Викторовна

МКОУ " Бирюковская основная общеобразовательная школа"

Большесолдатского района Курской области


          В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности школьника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.   

Современные школьники имеют массу интересов и увлечений; у них есть все возможности для удовлетворения своих духовных потреб­ностей. Добиться успеха в воспитании и обучении школьников не­возможно без культурного, духовно-нравственного воздействия на них, без умелого использования методики воспитательного процесса [1].

Физическое воспитание обучающихся неразрывно связано с ду­ховно-нравственным воспитанием. Но при организации физическо­го воспитания в школе недостаточно уделяется внимания обоснованной методике духовно-нравственного воспитания.

Говоря о духовно-нравственном воспитании школьников, необходимо проанализировать, как в литературе рассматривается воспита­ние как процесс в целом.  Воспитание - одна из основных функций обще­ства, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

Чтобы четко представлять основные особенности духовно-нравственного воспитания, посмотрим, как данное понятие рас­крывается в различных источниках. Духовно нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, раз­витие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нрав­ственного поведения. Главная цель духовно-нравственного воспита­ния - воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и нравственному поведению в любых жиз­ненных ситуациях [2].

Физическое воспитание представляет собой процесс решения оп­ределенных воспитательно-образовательных задач, которому прису­щи все признаки педагогического процесса. Отличительной же осо­бенностью физического воспитания является то, что оно обеспечива­ет системное формирование двигательных умений и навыков и на­правленное развитие физических качеств человека, совокупность ко­торых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организо­ванная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поко­ление в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравствен­ностью.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребенка в тесном единстве с умственным, трудовым, духовно- нравственным, эстетическим воспитанием.

При проведении физических упражнений наряду с решением спе­цифических задач физического воспитания (укрепление здоровья и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно раз­виваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одеж­ды), а также осуществляется трудовое воспитание.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходит ряд серь­езных изменений. В интересующем нас отношении они проявляют­ся прежде всего в том, что у ребенка появляется дело (учение), отно­шение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоян­но оценивается взрослыми. При поступлении в школу не только уве­личивается количество правил и норм, которым ученик должен сле­довать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребенку других людей, взрослых и сверстников, причем оценка последних в этот период, как показы­вают исследования, в значительной степени повторяет оценку учите­ля. Вследствие этого у маленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повы­шенный интерес к содержанию моральных норм [3]. Для школьников характерны повышенное внимание к духовно-нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оцен­ку. Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребенок старается вести себя «как надо», рев­ностно выполняет некоторые (по большей части - легкие) правила. В то же время его поведение продолжает в основном определяться не­посредственными мотивами, а при столкновении стремления действо­вать по правилу и противоречащего ему непосредственного желания первое не столько преодолевает второе, сколько идет у него на пово­ду, представляя собой как бы компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями. Причем проти­воречие между желанием действовать «правильно» и реальным пове­дением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим особых переживаний, со­храняется положительное отношение к себе [2].

Младший школьный возраст - благоприятный период для разви­тия нравственного отношения к труду. Все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Одна­ко это понимание у них в основном словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые, причем специфические для учеб­ного труда навыки и умения, не опирается на привычку работать си­стематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с которыми в пер­вые же дни встречается ребенок, и неумение их преодолеть могут очень быстро закрепить отрицательное отношение к учению [4]. Для ребенка учение ста­нет тяжелой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно скажется и на его нравственном раз­витии.

Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного вос­питания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, четко выделить навыки поведения для выполнения предъявляемых ребенку моральных правил; расчленить их на простые действия, которые сравнительно легко освоить, и «уп­ражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, следует так развивать от­ношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребенка противоречие между его представлением о себе как нравствен­ном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не толь­ко осознавалось, но и переживалось им. В-третьих, необходимо раз­вивать произвольность поведения, умений действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Важной задачей является в этот период также развитие нравствен­ной стороны отношения детей к учению, на основе которого разви­ваются трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увле­ченность его процессом. Учение - наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивался не только результат, но и затрачен­ные ребенком усилия [5].

Преподаватели физического воспитания должны хорошо уметь и знать как правильно применять в работе с детьми методы духовно-нравственного воспитания. В то же время нельзя забывать, что физическая культура - эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения, преодолевая часто очень значительные внешние и внут­ренние трудности, ученик занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во вне учебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенство­ванию. Это стремление формируется под воздействием педагога, кол­лектива.



Библиографический список:

 

1.    Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания. / О. С. Богданова  М. : Просвещение, 1979.

2.   Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. учеб. пособие для студ. ср. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1998.

3.    Кукшин В.С. Теория и методика воспитательной работы. учеб. посо­бие./ В. С. Кукшин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Изд. центр «Март», 2004.

4.    Маленкова Л И. Теория и методика воспитания. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2002.

5.   Гребенкина Л. К. Методика воспитательной работы. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / A Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М. : Академия, 2002.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Духовно-нравственное воспитание - как фактор развития личности школьника на уроках физической культуры""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного   воспитания. Духовно-нравственное воспитание   формирует  ядро личности, благотворно влияющие  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 551
    • DOCX 23.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мезенцева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мезенцева Елена Викторовна
    Мезенцева Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5444
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы коррекционно-оздоровительной работы с детьми в деятельности инструктора физической культуры

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 26 регионов

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 26 регионов

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов