Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСтатья "Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)"

статья "Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)"

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

 

Ярославцева Я.А.

педагог-психолог

 

Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности  (в рамках реализации ФГОС НОО)

В общем смысле диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания – диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Трифонова С.А. отмечает, что понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом,  по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году в рамках одного научного проекта.[1] Ученый определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.

В настоящее время существуют различные определения педагогической диагностики. Так, Подласый И.П.  рассматривает педагогическую диагностику как «исследовательскую процедуру, направленную на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.[2]В.И. Загвязинский дает следующее определение педагогической диагностике: «Процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов».[3] 

Н.М. Борытко под педагогической диагностикой понимает «деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса».[4] В.Г. Максимов рассматривает педагогическую диагностику как практику выявления качества педагогической деятельности, причин ее успехов или неудач.[5] Таким образом, можно определить педагогическую диагностику формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как исследовательскую процедуру, направленную на выявление и оценку уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер. Анализ педагогической литературы позволяет выделить функции диагностики формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности:

1.             Функция обратной связи: диагностические данные служат главной информацией для анализа имеющегося уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и конструирования процесса формирования данной готовности.

2.             Функция оценки уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Это сравнение и сопоставление достигнутых результатов в процессе формирования готовности с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.

3.             Конструктивная функция, обеспечивающая основу для дальнейшей работы в формировании готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Данная функция позволяет корректировать ход процесса формирования готовности, прогнозировать результаты работы, формировать умения, навыки и личностные качества педагогов, необходимые для реализации инновационной деятельности;

4.             Информационная функция – четвертая функция педагогической диагностики – заключается в проведении открытой исследовательской процедуры, доведении результатов диагностики до сведения педагогов, что позволит повысить активность участников исследования в процессе формирования готовности к реализации инновационной деятельности, обнаружив позитивные изменения или снижение показателей.

5.             Управленческая функция.  Она связана с основными этапами управления формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и обеспечивает проведение диагностики в процессе формирования данной готовности.

Для эффективной реализации функций педагогической диагностики, следовательно, и  реализации целей нашего эмпирического исследования, необходим оценочно-критериальный   инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в условиях современной школы. При выделении критериев готовности педагогов к реализации инновационной деятельности мы учитывали следующие требования:

·               критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;

·               критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве.

Рассматривая готовность педагогов к реализации инновационной деятельности как единство её компонентов: познавательного, практического и личностного, Трифонова С.А. предлагает рассматривать  сформированность  готовности педагогов начальной школы   к работе в новой системе образования  по следующим критериям: методологический, технологический и рефлексивный.[6] Показатели данных критериев представлены в таблице 5:

Таблица 5. Критерии показателей сформированности готовности педагогов начальной школы   к работе в новой системе образования.

Структурные компоненты готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования

Познавательный

Личностный

Практический

Критерии сформированности готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования

Методологический

Рефлексивный

Технологический

Владение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами, овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии

Отношение педагога к инновационной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; способность анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности

Владение технологиями, способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности и степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности

Показатели критериев готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования

Методологическая культура;

инновационный стиль мышления

Способность к саморазвитию;

способность к самоанализу своей деятельности

Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности

 

На основе данных критериев и показателей выделены три уровня сформированности готовности педагогов начальной школы к деятельности в рамках реализации нового ФГОС: низкий, достаточный и высокий.

1.             Низкий уровень сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

2.             Достаточный уровень готовности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

3.              Высокий уровень готовности педагогов характеризуется: наличием методологических знаний у педагогов; высокой методологической культурой, обеспечивающей овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности. С целью проведения эффективной диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности Трифановой С.А. был подобран оценочно-критериальный инструментарий диагностики таким образом, что позволил оценить уровень готовности не только по каждому критерию, но и по каждому показателю. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики представлен в таблице 6.  Данным оценочно-критериальным инструментарием мы будем руководствоваться в эмпирической части нашего исследования для выявления уровня готовности педагогов к работе по ФГОС НОО.

 

Таблица 6. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Компоненты готовности

Критерии готовности

Показатели готовности

Диагностический инструментарий

Познавательный

 

Методический

Методологическая культура

Тестирование: тест самооценка методологической культуры учителя[7]

Инновационный стиль мышления

Тест «Оценка стиля мыслительной деятельности»  адаптированная версия опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном (Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193). Перевод и адаптация выполнены А.А Алексеевым.[8]

Личностный

Рефлексивный

Способность к саморазвитию

Анкета по выявлению способностей к саморазвитию;

анкета по выявлению факторов способствующих и препятствующих развитию (методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)[9]

Способность к самоанализу инновационной деятельности

Методика определения индивидуальной меры рефлексивности (методика

Карпова А.В. и Пономарёвой В.В)[10]

 

Практический

Технологический

Творческая способность генерировать новые идеи и представления

Опросник «Определение креативного потенциала» (методика Макшанова С.И.)[11]

Применение инноваций в практической профессиональной деятельности

Карта педагогической оценки способности педагогов к инновационной деятельности (методика  Сластенина В.А. и  Подымовой Л.С.)[12]

 

Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к осуществлению инновационной деятельности, в рамках реализации ФГОС НОО, определить слабые позиции готовности педагогов и спроектировать дальнейшую работу по формированию психологической готовности к реализации инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых материалов.

1.    Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002,  с. 196 - 212

2.    Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб., 2003, с. 302–310.

3.    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М., 1997,  с.298 - 303

4.    Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993, с. 167-174

5.    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения,  с. 354 - 360

6.    Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009,  с. 144 - 149

7.    Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011, с. 96­­–106

8.    Подласый, И.П. Педагогика. – Кн. 2: Процесс воспитания / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, с. 156–168

9.    Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», – 2001, с.  144–154

10.                       Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 124–130



[1] Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011., с. 24–32

[2]Подласый, И.П. Педагогика. – Кн. 2: Процесс воспитания / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, с. 156–168

[3]Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», – 2001, с.  144–154

[4]Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 124–130

[5]Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002,  с. 236–246

[6]Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011, с. 96­­–106

[7]Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993, с. 167-174

[8] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения,  с. 354 - 360

[9] Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009,  с. 144 - 149

[10]Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002,  с. 196 - 212

[11] Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб., 2003, с. 302–310.

[12]Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М., 1997,  с.298 - 303

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Модернизация российской системы образования и обеспечение перехода к новому качеству содержания образовательной программы повышают внимание к вопросам о степени готовности педагогического коллектива к пониманию и принятию новых целей и задач образования как реального фактора роста интеллектуального  потенциала общества. Среди наиболее важных  направлений модернизации образования в правительственных документах определяется повышение качества подготовки педагогических кадров через вовлечение их в инновационную и экспериментальную деятельность. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 728
    • DOCX 30.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярославцева Ярослава Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3747
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование в спорте

Спортивный психолог

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 283 человека

Курс повышения квалификации

Терапия камнями как один из эффективных арт-терапевтических методов работы с детьми

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 197 человек

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе