Анализ
сюжетного эпизода при изучении повести
на
уроках Литературы народов Дагестана
Акимова
С.К.,
к.ф.н.,
с.н.с.ДНИИП
им.
А.А.Тахо-Годи
Жанровый подход к изучению художественного произведения способствует
формированию у учащихся знаний о типологических и исторически изменчивых
особенностях художественной формы изучаемых произведений, об индивидуальном
своеобразии и новаторстве писателя; сопоставлению произведений разных авторов
не только по их жанровой принадлежности, но и по тематической близости;
позволяет выявить роль читателя как участника литературного процесса. О
сформированности теоретико-литературных представлений на уровне их применения
свидетельствуют выработанные у учащихся "жанровые ориентиры".
При изучении повести большую трудность для учащихся составляет
определение поэтапности анализа, а также выбор аргументированных ответов на
вопросы. Кроме того, сложность представляет и разгадывание секретов
художественных особенностей дагестанских повестей. Зачастую и сам учитель не
всегда представляет себе сложность и глубину проблемных вопросов, задаваемых ученикам
при анализе произведения, а учащиеся не только не знают, с чего начать свой
ответ, но и о чем говорить. Поэтому вместо аргументированных, убедительных
ответов он дает подробный пересказ эпизода. Трудность представляется также и в
определении своих впечатлений от прочтения повести и роли художественных
особенностей в этом. Для избегания подобных трудностей следует провести
обучающий анализ эпизода.
Начинать применение этого принципа рекомендуется в 5–6
классах. В 8-11 классах анализ эпизода должен быть уже более глубоким, с учетом
специфики жанра.
Эпизод, на котором организуется обучающий анализ повести,
должен быть небольшим, внутренне законченным, единым по своему настроению,
художественно ярким. Главным аргументом в решении должен быть для учащихся
текст.
Учителю необходимо иметь ориентиры для полноценного
обучающего анализа эпизода повести:
1. Точно сформулировать задачи анализа, а также раскрыть
последовательность работы.
2. Определить идейно-художественное значение данного
эпизода.
3. Выяснить воздействие художественного образа и
художественного слова непосредственно на учащихся.
На уроках внеклассного чтения повести К.Абукова «Тайна» в
8 классе можно предложить обучающее задание, которое желательно начать устно, а
закончить в тетрадях дома: описание сцены «Что если» от слов «Что-то странное
происходит со мной…» до слов «Проснулся я от яркого солнечного света». Вопросы
учителя могут быть следующими:
1) Прочитайте сцену тревожного состояния героя в первой
части повести. Что не давало ему покоя? Какая мысль его осенила?
2) От чьего лица ведется повествование? Почему? (от 1-го
лица, главного героя, чтоб придать больше достоверности). Используя цитаты,
опишите состояние тревожности подростка: как вы представляете себе место, где
он живет; убранство комнаты; какими красками рисуются картины. Обратите
внимание на детали, которые могут помочь «зрительно ощутить» картину,
передающую состояние души героя: «у всех радость, а у меня какая-то тоска»,
«скучно, тоскливо», «мое состояние напоминает мне освещение на улицах нашего
села: лампочки горят то ярко, то тускнеют», «вода в реке желтовато-мутная. Так
вот мутно и у меня на душе…».
3) Какие чувства переполняют героя, когда его осенила
мысль о создании тайной организации? Как перечитывает он «Молодую гвардию»?
Обратите внимание на слова: «Мысль… так захватила меня, что я уже не могу
читать книгу подряд. Нетерпеливо перелистывая страницы, выхватываю отдельные
эпизоды», «Что-то тревожное и радостное волнует сердце», «Вопросы, вопросы, их
так много, что даже в голове не укладываются…». Подумайте, какие чувства и
мысли Карава так взволновали его самого.
4) Какими глаголами герой подчеркивает «никчемность своего
существования»? Каким ему рисуется «безрадостное будущее»?
5) Какой психологический прием выразительности использует
автор для передачи состоянии Карава? (контраст). Выпишите эти словосочетания
(«на дворе весна, теплые ветры осушили лужи на улицах, …Люди красят крыши,
белят деревья, дома. У всех радость, а у меня тоска», «лампочки горят то ярко,
то тускнеют», «великие люди совершают подвиги – сознавать собственную
никчемность», «вокруг просторнее и шире стало, а вода в реке желтовато-мутная»,
«наступает тишина, небытие, страшновато-тревожное, радостное, важное,
значительное»).
Такой творческой работой учитель даст возможность ученикам
осознать значение выбранного эпизода и его роль в идейно-композиционной
структуре всей повести К.Абукова и поможет определить особенности речи героя и
самого автора. Главный герой повести Карав рассказывает о своей жизни очень
скупо, рисуя при этом зримые, предметные детали.
Такой вид анализа эпизода под руководством учителя
нацеливает учащихся на понимание «зримости» художественного слова и незаметного
слова-штриха автора. Это помогает не только почувствовать авторский настрой, но
и определить своеобразие его манеры и стиля, его индивидуального почерка. В
этом и заключается своеобразие художественного произведения. При такой
последовательной, целенаправленной работе учащиеся в дальнейшем смогут сами
выделять наиболее значимые эпизоды для анализа, а также самостоятельно
оценивать прочитанное. Задача учителя – помочь учащимся прочувствовать
впечатления от текста, разъяснить идейный и художественный смысл повести и
авторскую концепцию жизни.
При анализе аллегорического эпизода (поверье о рождении
белого сайгака) в гл.5 повести А. Абу-Бакара «Белый сайгак» в 11 классе важно подвести
учащихся к пониманию сложности аллегорического плана повествования, его
двуплановости и необходимости строго придерживаться законов первого и второго
(собственно аллегорического) плана художественного изображения. Здесь
целесообразно задать следующие вопросы:
- Какое поверье о белом сайгаке существует у ногайцев?
- Образ какого героя вводится в этом эпизоде при
упоминании белого сайгака?
- Какая кара ждет того, кто посмеет убить белого сайгака?
- Для чего автор ввел в повествование это поверье
(фольклорный мотив)?
- Сигналом каких событий являются слова Мухарбия: «Кто
посмеет убить сайгака, тот будет проклят на веки вечные!»?
- Какой основной мифотворческий прием использует
А.Абу-Бакар в данном эпизоде (разговор сайгаков, отношение степи (природы) к
Мухарбию)?
В композиции повести «Белый сайгак» замечательным
является начало (1 гл.) и середина (5 гл). В начале повести А.Абу-Бакара
разводит два времени: прошлое и настоящее. Прошлое - это мысли автора о народе
степи и введение ногайской легенды о полководце и вожде Ногае, его любви к
Бахтике и трагической судьбе. Здесь же повествуется о священности сайгаков, их
спасительной роли на перекрестке жизни и смерти в жестокой битве ногайского и
вражеского войск. И с этого момента начинается точка отсчета времени. Причем
повествовательное время и историческое не тождественны. Историческое время
гораздо шире и восходит к истокам бытия, силе природы. И эти два времени
продолжают развиваться параллельно. Прошедшее постоянно напоминает о себе в
мыслях Мухарбия. Сам Мухарбий находится в настоящем, а мыслями переносится в
прошлое. Настоящее в повести Абу-Бакара несет в себе отпечаток прошлого: это и
пословицы, и поговорки в речи героев, это и образы сайгаков, и живая степь, в
которой воедино слилась вся жизнь народа степи.
Как бы ни отделял себя Эсманбет от природы (браконьерство,
убийство сайгаков), как бы ни стремился поставить себя выше, показать свое
превосходство, природа и время расставят все по своим местам – такова главная
мысль повести «Белый сайгак». И эта истина во всей своей откровенности раскрыта
в 14 главе, финальной по вершению суда природы: «Сын! Это я, это я убил тебя.
Сайгак… Белый сайгак… Я убил… Проклятье… Белый сайгак… Мой сын…».
Наблюдая эту картину, мы отчетливо понимаем, что хотел
сказать автор: никто не властен над природой и памятью, над историй. Каждого,
в ком живет насилие и жажда наживы, кто забыл корни, стер память, пытается
подчинить своим корыстным целям природу – ждет кара! И А.Абу-Бакар призывает
человека вспомнить о своей ответственности за сегодняшний день. Именно за
сегодняшний, так как завтрашнего может и не быть. Устроенная сытая жизнь
подавила в Эсманбете человека, готового вспомнить прошлое, жить по совести. И
за это приходит расплата – убийство единственного сына своими же руками. Не
слишком ли большая цена? В повести «Белый сайгак» личность находится перед
судом совести, человеческое общество и его деятельность перед судом первостихий
природы. Что удержит людей и заставит
стыдиться безнравственных поступков? Все эти вопросы беспощадно ставит жизнь, и
все люди сдают этот экзамен так же, как делают это герои философской
повести-трагедии А.Абу-Бакара «Белый сайгак».
Плодотворным оказывается на заключительных занятиях по
изучению повести сопоставление сюжета произведения и реальной основы его.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.