Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе".

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе".

Скачать материал

ФЕДОРОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

МБОУ «Большеяниковская СОШ»

Урмарского района ЧР.

 

Активизация познавательной деятельности

на уроках математики в начальной школе.

                                                                                

      На протяжении многих лет своей работы в начальных классах я наблюдала, что уроки математики не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к предмету. Ни для кого не секрет, что математика- сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять. А как понять предмет, если он кажется ученику  скучным, уроки однообразными. Хотелось мне, чтобы на уроках было интересно, материал запоминался лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе. Главное, чтоб не боялись предмета, и всё усваивали легко без напряжения.  
     Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальных классах, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
     Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

      Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. Использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолета», «Десантники», «Помоги белке найти свое дупло» и др. Они очень известны, но, тем не менее, хочу напомнить, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются», пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.

 Тренировка в устном счёте

Ёжик по лесу пошёл
На обед грибы нашёл:
5 –под берёзой
3 – у осины
Сколько их будет в плетённой корзине

         К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. На каждом уроке математики я  использую  игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол»,  и т. д Использование игр убеждает меня в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

-фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

-задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

-игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус.   Задумайте число, прибавьте к нему 14, к  результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся  несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу  только при разгадывании его сути.

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью  детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,  «Решето».

Игра «Решето»

      Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

         К нам на урок приходят игровые персонажи, которые служат не только для более глубокого понимания математических понятий. В результате резко обогащается поисковая активность класса и обеспечивается более плавное вхождение ребенка в учебную деятельность через игровую. Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

          Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.      

      Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах. На примере Игра «Узнай меня». В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать геометрическую фигуру.

1Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).

2Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).

3Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

4Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).

          Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину. На первых уроках, когда дети только начинают писать  цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски.
Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из дома А в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна.
   После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом.
      Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. 
      Прочность и автоматизм вычислительных навыков достигается в процессе упражнений. Но однотипные упражнения утомляют детей, снижают их активность и работоспособность. Полезно включать эти упражнения в состав игры. Распространены такие игры как «Угадай пример», «Круговые примеры», «Составь поезд». Но наиболее эффективной игрой является «Магический квадрат». С ним можно организовать фронтальную, индивидуальную или групповую работу на уроках. На мой взгляд, это основные приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

           Использование геометрического материала также формирует интерес к предмету. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению.

Упражнения на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов.

Из каких геометрических фигур составлены картинки?

Чем отличается одна от другой?

В изображенные картинки входят ломаные линии, отрезки,

круги, треугольники, прямоугольники, овалы.

Дети находят сходство и различие.

                          Упражнения на поиск недостающих в ряду фигур.

               

     Обращаем  внимание на форму самолета,  крыльев и количество окон.

Ответ: 1.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

         Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.        

      Для активизации познавательной деятельности применяю различные карточки, задачи-шутки, ребусы Занимательный материал не только развлекает детей,  даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность.          

Загадки

Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я  использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес. При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа

Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает, (двойка)

          Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? »  А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя.

       Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов. которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      На протяжении многих лет своей работы в начальных классах я наблюдала, что уроки математики не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к предмету. Ни для кого не секрет, что математика- сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять. А как понять предмет, если он кажется ученику  скучным, уроки однообразными. Хотелось мне, чтобы на уроках было интересно, материал запоминался лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе. Главное, чтоб не боялись предмета, и всё усваивали легко без напряжения.   


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 516
    • DOCX 66.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федорова Лариса Николаевна
    Федорова Лариса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4872
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 392 человека из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов