Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
НОО
Цель: повысить
мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить
коллег с понятием рефлексия;
- дать представление о классификации рефлексии;
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- создать условия для активного взаимодействия коллег.
ХОД ВЫСТУПЛЕНИЯ
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории,
и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный
разговор.
Актуализация
За окном приближается осень, а так хочется лета. Пусть
эти маленькие бабочки напомнят вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою
ладонь, а я вам в это время расскажу легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел
доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи,
мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
“Всё в твоих
руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, нужным,
а главное – успешным.
Действительно, все в наших руках.
Успех, как известно, рождает
успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить
даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Раскрытие темы
Тема нашего разговора «Рефлексия как этап современного
урока в условиях ФГОС».
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
Слайд
1.
Рефлексия
настроения и эмоционального состояния
2.
Рефлексия
деятельности
3.
Рефлексия
содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и
эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Слайд
1.
Самый простой вариант -
показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и
грустного.
Или
Слайд
2.
Учащимся предлагается
выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
3.
Я предлагаю отметить свое
состояние на градуснике настроения.
Обозначьте, пожалуйста, свое состояние эмоций вначале,
а затем в конце нашей работы
Используя такой символ можно определить
состояние эмоций, новизну материала, урока,
оригинальность и т.д.
Слайд
Следующий вид рефлексии - рефлексия деятельности. Ее примером может служить задание
Слайд
«Поезд»
У вас на столах поезд с вагончиками, на которых обозначены
этапы урока. Предлагается опустить «веселое личико» в тот вагончик, который
указывает на тот этап, который им понравился, а «грустное личико» в тот,
который показался неинтересным. Можно использовать только один жетон .
Слайд
Рефлексия содержания
учебного материала используется
для выявления уровня осознания содержания пройденного.
В
конце работы выберите то высказывание или пословицу, которые соответствует
теме занятия, обосновывая свой выбор. Например:
Слайд
«Что за прелесть эти сказки!»
А.С.Пушкин
«Чтоб поверить в добро, надо
начать делать его».
Л.Н.Толстой
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Лиха беда – начало
Глаза боятся, а руки делают
Можно использовать фразы из рефлексивного
экрана на доске:
Слайд
Наш
урок подошёл к концу и я хочу сказать…
- мне
больше всего удалось…
- я почувствовал…
- меня удивило…
- для меня было открытием то, что…
-мне нужен был этот урок для того, чтобы я…
Слайд
Сегодня на уроке я…
-научился…
-мне было интересно…
было трудно….
Слайд
Урок …
-привлек
меня тем, что…
Показался интересным…заставил задуматься…
Взволновал..
-навел меня на размышления
Слайд
Своей работой на уроке я…
- Доволен..
- Не совсем доволен…
Слайд
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением
«10баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“0________10
„Мы“0________10
„Дело“0________10
А также мы можем использовать
«Корзину идей»
Запишите на листочках свое мнение о
сегодняшней встрече, все листочки передайте в корзину (коробку, мешок).
Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Слайд
А теперь давайте оценим свою работу. Для этого
используем упражнение «Пантомима»
Пантомимой покажите результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны,
голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично
Слайд
А сейчас потрите ладошки так, чтобы стало жарко.
Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками соседа.
Пусть тепло ваших друзей, как солнышко, согревает вас.
Покидая нашу аудиторию, выберите выберите, на каком из предложенных островов вы высадите
свою бабочку : остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Радости.
Желаем вам, чтоб дети в
вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.