Основы учебно-исследовательской и проектной
деятельности
( раздел 1.2.3.3. основной образовательной
программы основного общего образования)
Защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки индивидуального проекта.
Индивидуальный итоговой проект – это учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний, способности проектировать, осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению
неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта в школе для каждого
обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые
включают требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности.
Обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя
проекта; тема проекта утверждается на заседании методического объединения
учителей. План реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с
руководителем проекта.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта
обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности
должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а)
возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов,
которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Результатом (продуктом) проектной деятельности является
любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и
др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы,
музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые включают
как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по
завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности,
представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом
не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а)
исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода
выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных
источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных
проектов — описание эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую
характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве
должна быть отмечена также новизна подхода и/или полученных решений/,
актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения
норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае
заимствования текста (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите
не допускается.
Защита проекта осуществляется на научно-практической конференции,
ежегодно проводимой в школе и приуроченной к Международному Дню науки ( в
феврале). Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
жюри.
Критерии оценки проектной работы
Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и
создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных
действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой/ использовать имеющиеся знания и
способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения
целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе
интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения
проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх
названных выше критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки
выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый
и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени
самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и
фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно,
а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей
оценочной деятельности.
Ниже приводится содержательное описание каждого из вышеназванных
критериев.
Содержательное описание каждого критерия. Критерий
|
Уровни сформированности навыков проектной
деятельности
|
|
Базовый
|
Повышенный
|
Самостоятельное приобретение знаний и решение
проблем
|
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой
на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения;
продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
|
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно
мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые
знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
|
Знание предмета
|
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе
и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют
|
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют
|
Регулятивные действия
|
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы
выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются
отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
|
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована,
своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
|
Коммуникация
|
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной
записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
|
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает
на вопросы
|
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому
из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность
метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности
коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов
действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных
элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или
презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается
при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из
предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы
проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список
использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация
проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое
заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при
поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и
предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить
способность учащихся производить значимый для себя и для других людей продукт,
наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность
и другие качества.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного
образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании —
отметка выставляется в свободную строку.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные
классы может использоваться аналитический подход к описанию
результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся
количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной
деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических
измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3
баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка
«удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному
баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней
соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12
первичных баллов (отметка «отлично»).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.