Использование
возможностей интерактивной доски на уроках биологии в старших классах.
Власова
Г.С., учитель биологии
МАОУ
Первомайской СОШ №2
В
современном образовательном пространстве каждый учитель ищет формы и методы в
рамках новых образовательных технологий, помогающих и позволяющих подготовить к
жизни в современном обществе адаптированных учеников. И с наибольшей отдачей
выполнить образовательный заказ общества.
Интерактивная
доска позволяет учителю перевести урок на качественно новом уровне. У
него возникают новые возможности для построения системы работы по организации
учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление,
контроль знаний), так и во внеурочное время (домашние задания, творческие
работы, отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное
образование).
В
рамках традиционного урока биологии возможности доски по визуализации
материала, активизации внимания на непроизвольном уровне вовлекают в процесс
обучения всех учащихся. Использование интерактивной доски в ходе проверки
домашнего задания позволяет:
1. провести
тестовый иллюстрированный или текстовый опрос и проверить его выполнение самостоятельно
или взаимопроверкой (можно закрыть ответы «шторкой»);
2. выполнить
задание на соотнесение понятий;
3. установить
соответствие между ключевыми моментами нескольких тем ранее изученного
материала;
4. посмотреть
на домашний материал под другим углом зрения путём представления учебного
исследования;
5. проверить
решение задач;
6. решить
несколько типов задач, используя схемы;
7. провести
устный диктант на основе изображений и символов;
8. иллюстрировать
выполнение домашних заданий по тетради с печатной основой.
При
актуализации опорных знаний, обеспечивающих лучшее восприятие и понимание новой
темы, положительный эффект даёт прием выбора нужных понятий из пройденного
материала при формулировании учителем задающих направление систематизации
вопросов. Актуализированные понятия могут складываться в кроссворд,
головоломку, ребус, отгадывание которые обозначит тему урока. Удачным связующим
звеном пройденного и нового материала может стать фотофакт или краткий
видеосюжет, объяснение которого поможет применить изученные понятия в ином
контексте. Возможности интерактивной доски позволяют накладывать записи и
пометки поверх изображения, что повышает информативность этого материала,
придает ему статус общеклассной рабочей тетради.
Возможности
интерактивной доски позволяют варьировать из урока в урок методику подачи
нового материала или же сделать упор на закрепления одного способа для
сокращения времени вхождения учащихся в процесс изучения нового.
Изучение
нового материала можно строить в зависимости от того, насколько были
задействованы возможности доски на предыдущих этапах урока. Классическая схема
на основе объяснительно-иллюстративного метода предусматривает сочетание
просмотра видеосюжета с работой по тематической презентации, созданной учителем
или только работу с презентацией в ходе фронтальной беседы.
Звуковое
и музыкальное сопровождение, видеоматериал, реальные изображения,
движущиеся объекты, несомненно, повышают мотивацию к обучению, работает
непроизвольная память, ученик получает уже отобранную систематизированную
информацию. Повышению качества и эффективному усвоению знаний этот момент урока
будет содействовать только в том случае, если учащиеся имеют установку от
учителя на активную обработку информации, представленную в форме вопросов,
таблицы, требующей заполнения. В ходе объяснения изучаемый материал
систематизируется с учётом причинно-следственных связей в виде схем, таблиц.
Биологические
процессы сложны для аудивосприятия (пластический, энергетический обмен,
кровообращение и т.д.). Поэтому использование интерактивной доски способствует
лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и
явлений. Отдельные группы учащихся медленно усваивают абстрактные обобщения,
без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть
процессов и явлений. Использование анимационных моделей из галереи изображений
или коллекции интерактивных ресурсов формирует целостную картину биологического
процесса, способствует пониманию его закономерностей.
Видеосюжет
может быть предложен для анализа в группах по определённой схеме, или как
основное смысловое ядро для мозгового штурма. Отдельные кадры останавливаются и
используются в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых
учащимися. Уместно здесь использовать функцию «лупа», позволяющую заострить
внимание на важных деталях. Флипчарты с пометками могут сохраняться и к ним
удобно вернуться на следующем уроке при установлении взаимосвязей с новым материалом.
Усвоение
нового удобно организовывать и с использованием ресурсов интернета.
Дополнительный образовательный и анимационный материал можно взять с
портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
(http//www.schcool-collection.edu.ru). Положительный эффект в усвоении
достигается при повторном использовании одних и тех же слайдов при изучении
нового, когда информация к ним дается в полном объеме, содержит подписи,
схемы, таблицы, ряды данных, и при закреплении, когда эти же слайды даны без
подписей или частично скрыты «шторкой».
Применение
функции «Страница вверх. Страница вниз» возвращает пользователя на рабочий стол
компьютера, оставляя свёрнутым режим интерактивной доски. Преимущество
интерактивной доски проявляется и в том случае, если необходимо изучить
экспериментальное явление, подготовка и проведение которого заняли бы массу
времени учителя. Демонстрация готовых или созданных учителем анимаций позволяет
лучше понять суть происходящего в природе процесса, останавливаться на
трудных моментах столько раз, сколько это необходимо в конкретном классе.
В
случае использования электронных учебников доска позволяет управлять
интерактивными таблицами, схемами, тестами. Такую форму можно использовать при
фронтальной работе с классом или, вызывая ученика индивидуально к доске.
В этом случае учитель или ученик не привязаны к компьютерной мыши, а
класс следит за ходом работы. Еще одна великолепная возможность интерактивной
доски – работа с документ-камерой и системой интерактивного голосования. В
урочной практике возможности доски позволяют организовывать релаксационные
паузы. Используются специальные графические объекты для восстановления
зрительной функции глаз, запись оздоровительного двух-трёхминутного комплекса
упражнений для восстановления кровообращения.
Этапы
осмысления и закрепления нового материала легко организовываются с
использованием функций доски: сборка объектов, схем, заполнение таблиц из
отдельных частей, рисунков; выполнение тестов, отгадывание кроссвордов; поиск
ошибок в текстах и рисунках.
В ходе
рефлексии удобно вернуться к целям и задачам урока, обсудить, удалось ли
выполнить намеченное и какой материал требует повышенного внимания при работе
дома.
Возможности
интерактивной доски позволяют осуществлять преемственность и непрерывность
подачи материала от урока к уроку; создавать дидактические материалы и
конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся; записывать ход урока и
решение задач для последующего анализа и использования; динамично и наглядно
продемонстрировать сходства и различия свойств и качеств биологических
объектов. Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает
новые возможности и для учителя, и для ученика: развиваются воображение,
творческие способности ребенка; становится возможным организовать коллективную
и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется
возможность работать эстетично и интересно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.