«Программное
обеспечение и требование к проведению занятий по внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС».
Добрый день,
уважаемые учителя!
Свое выступление я
хочу начать с высказывания древнегреческого философа Сократа: «Я знаю, что я ничего
не знаю». Это мудрое изречение не утратило своей актуальности и значимости и
сейчас, так как человек должен совершенствовать свои знания в течение всей
жизни. «Учитель тогда перестает быть учителем, когда перестает учиться». Именно
совершенствование и систематизация знаний, оптимизация учебной нагрузки
обучающихся и являются основными задачами внеурочной деятельности, которая
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной
программы и является частью учебного плана.
Одним из пунктов
реализации образовательной программы с 1 сентября 2013 учебного года является
переход 5 - х классов на обучение по стандартам II
поколения. В настоящее время по ФГОС в среднем звене работают учителя 5 – х
классов. Сегодня я поделюсь своими практическими наработками в системе
организации внеурочной деятельности по ФГОС.
И тема моего
выступления «Программное обеспечение и требование к проведению занятий по
внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС».
Моя задача
познакомить Вас с составляющими компонентами рабочей программы по внеурочной
деятельности.
Как всякая
образовательная программа она начинается с титульного листа.
Титульный лист
содержит наименование образовательного учреждения, грифы согласования и
утверждения рабочей программы, фамилию, имя, отчество педагога, разработавшего
и реализующего модуль, класс и год составления программы.
Следующий пункт –
пояснительная записка, представляет собой элемент программы, в котором
конкретизируются цели и задачи с учетом специфики учебного предмета.
Результаты
освоения программы направлены на достижение личностных метапредметных и
предметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в
ходе которой обучающийся не столько должен знать, сколько научиться действовать
и принимать решения.
Личностные
результаты включают в себя самопознание, самоопределение и
нравственно-этическое оценивание.
Метапредметные
результаты – это освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
К познавательным
УУД относятся:
- общеучебные;
- логические;
- постановка и
решение проблем;
К регулятивным УУД
относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка.
Коммуникативный
УУД представляют собой:
- планирование
учебного сотрудничества;
- постановку вопросов;
- контроль,
коррекцию, оценку действий партнера.
Ведущими методами
рабочей программы являются:
1. наглядный (демонстрация
натуральных объектов, презентаций, видеофильмов, фотографий, анимаций,
таблиц, схем.
2. поисковый,
проблемный (обсуждение путей решение проблемной задачи);
3. практический
(выполнение задач, доказательство на основе опыта);
Основные формы
обучения предусмотренное в рамках реализации рабочей программы
Это:
1. коллективные
(лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм);
2. групповые
(такие как обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах);
3. индивидуальные
(индивидуальные консультации, тестирование);
На мой взгляд,
выбор формы обучения зависит напрямую от темы занятия. Именно тема занятия, как
правило, подсказывает, какую выбрать форму обучения.
Если практическое
занятие, то я использую обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах,
если теоретическое беседу, лекцию, мозговой штурм, тестирование. Так же
комбинирую и основные средства обучения, к которым можно отнести:
- электронные
учебные пособия;
- теоретические
материалы;
- презентация
уроков.
- видеофильмы,
анимации, фотографии.
Работая над
содержанием учебного предмета, всегда ориентируюсь на календарно – тематическое
планирование, которое является основой любой образовательной программы.
Разделы
планирования имеют название и включают в себя дату, название блоков, количество
часов, тему занятия, формы контроля, виды деятельности обучающихся.
Результат усвоения
и освоения программы представляет собой то, что обучающиеся должны знать и
уметь!
Оптимальный
уровень развития материально – технической и учебной базы школы позволяет
обеспечивать реализацию инновационных процессов.
Под материально –
технической базой подразумевается учебно – наглядные и экранно – звуковые
пособия, наличие в достаточном количестве мебели, технические средства
обучения, оргтехника, мультимедийное оборудование.
Наличие такой
материально – технической базы является важным для проведения внеурочных
занятий в соответствии с требованиями ФГОС. Другое не менее необходимое условие
проектирования внеурочного занятия, реализующего системно – деятельностный
подход, технологическая карта.
Технологическая
карта – это обобщенно – графическое выражение сценария занятия, основа его
проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов
педагогической деятельности.
В структуре
технологической карты выделяю следующие блоки:
БЛОК
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ü Тема
занятия
ü Цель
занятия
ü Планируемый
результат
Инструментальный
блок
ü Задачи
ü Тип
занятия
ü Учебно-методический
комплекс
Организационно
- деятельностный блок
ü Деятельность
учителя и обучающихся
ü Диагностика
результатов занятия
ü Домашнее
задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.