Учитель математики МБОУ «Средняя школа №13» города Ачинска
Голохваст
Ольга Владимировна
Решение
задач в текстовой форме
Математика
проникает во все сферы деятельности человека. С первых дней в школе учащиеся встречаются
с задачей в текстовой форме. Задача помогает вырабатывать правильные понятия,
устанавливать взаимосвязи между различными величинами, даёт возможность
применять полученные знания при описании процессов окружающего мира. В тоже
время, не секрет, что решение задач в отличии от примеров, вызывает наибольшие
затруднения у учащихся. Многие из них не понимают : с чего начать решение?
Каким способом решить задачу? Что может получиться в ответе?
Математику любят в
основном ученики, которые умеют решать задачи. Значит, если создать условия для
запуска мышления каждого ребёнка, можно добиться преодоления страха, что задача
для него слишком сложна. В 5-6 классах сама природа заложила в детей качества
любознательности, желание учиться. Именно в этом возрасте можно создать
условия, которые помогут каждому сказать: «Я смогу решить задачу».
Существуют разные
типы задач, разные способы их решения, и всё же, практически решение задачи
начинаем с «проживания» ситуации, изложенной в тексте. Прежде чем приняться за поиск решения, необходимо убедиться,
что условие понято правильно и не сделаны поспешные умозаключения, опирающиеся
на несущественные признаки излагаемых в фактах задачи (такое происходит, когда
из текста выхватываются слова, ошибочно принятые за главные. На уроках
математики большое внимание уделяю решению задач в текстовой форме на
различных этапах урока. Организованный диалог позволяет мне включить каждого
ученика, а опоры (клише) играют роль инструмента, который помогает каждому
осмыслить содержание задачи, верно определить главный вопрос, выстроить путь
решения, возможно способы решения и получить ответ.
Пример опоры (клише) для решения задачи в текстовой форме в
5-6 классах
Прочитайте текст
задачи, подберите подходящие по смыслу слова или словосочетания, закончите
предложения, проговорив друг другу
1. В
задаче говорится о том, что_____________________________
2. В
ней происходит действие с __________________________
3.
Краткая запись может быть такой (можно рисунок,
схему)
4. Нужно
найти ____________________________
5. Эту
величину можно (или нельзя найти сразу) по условию_______________________
6. Чтобы
найти , нужно _________________________________
7. Решение
будет таким__________________
В ответе получим______________________.
Эта опора может
дополняться, может изменяться количество вопросов, в зависимости от уровня
усвоения, опривычивания каждым учеником.
Задача.
Масса растительного масла , полученного из семян подсолнечника составляет 65%.
Сколько
растительного масла можно получить из 20 тонн семян?
1. В задаче
говорится о том, что масло делают из семян подсолнечника (семечек)
2.В ней
происходит действие : масло как-то выжимают из семян, оно является частью
семян.
Масло
Растительное
65%
от
|
|
3.Краткая запись может быть такой:
4. Нужно найти, сколько
тонн растительного масла можно получить из семечек.
5.Сразу по условию
найти массу этого масла нельзя, потому, что 65% нужно выразить в виде дроби
( обыкновенной или десятичной)
6.Чтобы найти часть
(65% это часть) от массы всех семян, надо массу семян (саму величину) умножить
на дробь (часть, долю величины)
7.
Решение будет таким: 20* 0,65=13 (т)
65%=0,65
7.В ответе
получится 13 т масла, это верно, потому, что часть величины меньше самой
величины.
Ответ: 13 т
Курсивом
прописаны предполагаемые ответы учащихся в орг.диалоге.
Задача . В классе
28 учеников. 25% от всех учащихся занимаются в музыкальной школе, 3/7
оставшегося числа ходят в плавательный бассейн. Сколько учеников не плавают и
не занимаются музыкой?
1. В
задаче говорится о том, что в классе у детей разные увлечения.
2. В
ней происходят действия : часть учеников увлекается музыкой (серьёзной, потому,
что в музыкальную школу ходят), часть ходят плавать в бассейн, а остальные
увлекаются тоже чем-то, в задаче об этом не говорится.
3. Краткая
запись может быть такой:
4.Нужно найти… сколько
учеников не занимаются музыкой и не плавают в бассейне.
5.Сразу
по условию найти… этих учеников нельзя, потому, что они часть от всего
класса и остатка от тех, кто «музыкант» и «пловец».
6.Найдём….
сколько «музыкантов» в классе 28*0,25=7 («музыканты»), 28-7=21 (остальные
ученики)
3/7 это часть от
остальных, кто не « музыкант». 21*3/7=9 ( «пловцы»)
А
теперь можно найти « остальных» - кто не музыкант, и не плавает в бассейне.
28-7-9=12
(учеников) Ответ: 12 учеников.
Для учащихся,
испытывающих затруднения в обучении математики, можно применять опоры
«прошедшие испытания» на более успешных учениках. Предлагаю выбрать одну
задачу из учебника, (составленной мною карточки), прошу ученика составить
опору для соседа по парте, которая помогла бы его соседу решить задачу
полностью и самостоятельно. Есть опасность, что для сильного ученика достаточно
одного, двух пунктов и решение найдено, тогда учитель берёт на себя роль
корректора, незаметно усовершенствовать это клише, дополнив вопросами, или
незаконченными предложениями, позволяющими включить мыследеятельность
ученика, испытывающего затруднения в самостоятельном поиске решения задачи в
текстовой форме.
При решении
геометрических задач в 9 классе использую орг.диалог для поиска наиболее
эффективной опоры. Перед уроком «Решение треугольников» пара « испытывала» предложенную
мною опору .
Задание для пары:
Вставьте
пропущенные слова, словосочетания, подходящие по смыслу. Если возникнет
необходимость, обратитесь к учебнику, конспекту предыдущего урока..
1.В каждом
треугольнике есть……………… и ……………………
2.Решить
треугольник, значит………………………….
3.Если треугольник
прямоугольный, его стороны называют ……………………….и …………………….
4.Стороны
прямоугольного треугольника связывает теорема……………………………….
5.В произвольном
треугольнике две стороны и угол между ними связывает теорема ……………
6.Теорему косинусов
можно записать так…………………………………………………………………………………..
7.Если в
треугольнике известны ……………………………….. и ………………………………………, то …………………..
можно
найти………………………………………………… по теореме………………………………………………………
теорему ………………………
можно записать так , где
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8.Теорема
……………………………………….. выглядит так : , где
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
После «испытаний»
внесла изменения , дополнила клише несколькими пунктами, позволившими включить
всех (не только успешных) учеников. Появилась запись теоремы Пифагора, теорема
о сумме углов треугольника. Желательно «испытания» проводить с парой, которая
обладает средними учебными способностями. (см. видеоролик) .Порою приходится
изменять опоры по нескольку раз до тех пор, пока они не начинают пробуждать
мыследеятельность каждого ученика. Любой человек, особенно, ребёнок хочет
быть успешным в жизни или хотя бы в эпизоде урока при решении задачи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.