ПРИМЕНЕНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
КАК
ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Дулин
В.П
Преподаватель
электротехники
За последние годы количество часов на изучение
дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем
катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии
продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто
необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает
новое рождение – это технология опорных конспектов.
В эпоху информационной насыщенности проблемы
компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную
значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного
опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций
технологического подхода к обучению.
В процессе обучения используются в основном два канала
восприятия - слуховой и зрительный. Устная информация проще, однако, ее
эффективность незначительна и существенно зависит от эмоционального воздействия
на учащегося. Так как пропускная способность зрительного канала восприятия в
100 раз больше звукового, то основным правилом для себя считаю - учебную
информацию целесообразно выдавать наглядными средствами - через модели,
рисунки, схемы, макеты и т.п.
Зрительная информация дает простор и свободу
мыслительной деятельности учащегося, включает его в активную познавательную и
творческую работу, делает любое явление яснее и доступнее для понимания
учащимся, содействует более легкому усвоению и запоминанию фактов, повышает интерес
к предмету.
Хорошо поставленная демонстрация средств наглядности
воздействует не только на ум, но и на эмоции учащихся, поэтому при их
применении необходимо учитывать их учебно - методическое содержание и
эстетическую сторону. И, конечно, никак нельзя забывать известное дидактическое
правило: Учит не наглядное пособие, а преподаватель с помощью наглядного
пособия.
В своей практике я использую следующие средства
обучения:
·
знаковые
системы
- учебники, справочники, сборники задач, плакаты, карточки - задания, схемы,
опорные конспекты, тесты;
·
материальные
объекты
- видеозаписи, компьютер, кодоскоп, проектор, документ-камеру, натуральные
объекты, макеты, модели, действующие планшеты.
Каждый
преподаватель должен выработать свою систему работы с учащимися. Конечно, на
выработку такой системы обычно уходят годы, но изучая опыт лучших педагогов,
этот процесс можно ускорить.
При
изучении электротехники я использую подачу материала с помощью опорно - логических
конспектов. Почему я сделал ставку именно на опорно - логические
конспекты, а не на опорные сигналы? Им нужен материал, очень близкий к
языку учебника, только еще более систематизированный, вычищенный от
второстепенного. И даже для сильных учащихся, считаю, лучше такой вариант, так
как опорные сигналы рассчитаны на ближайшую память. Учащиеся которые хотят продолжить
обучение в ВУЗе по родственной профессии, полученной на первой ступени обучения,
это было в группах лицея. Поэтому, такой опорно-логический конспект в
дополнение к учебнику оказывается ему хорошим помощником при изучении материала
по "Электротехнике" и в данных учебных заведениях.
При
составлении опорно-логических конспектов я использую общеизвестные
мнемонические приемы, которые выполняют роль своеобразного "мостика",
позволяющего облегчить запоминание учебного материала, увеличить объем памяти.
Наиболее
часто я использую следующие мнемонические приемы:
1. символика - значительно
улучшает структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер.
2. логические
цепочки - позволяют расширить причинно - следственные
связи в физических процессах.
В
психологическом аспекте методика опорно-конспектной подачи информации повышает
внимание, ориентирует активность учащихся. кроме того, удачно подобранные, ярко
(в меру) оформленные ОЛК вызывают положительные эмоции, что способствует,
во-первых, программному усвоению, во-вторых, снятию в некоторой степени
утомляемости учащихся.
С педагогической точки зрения методика опорно-конспектной
подачи информации позволяет преподавателю эффективно управлять самостоятельной
работой учащихся как в аудиторных условиях, так и при выполнении самостоятельной
работы дома. В практике обучения используются различные приемы организации
самостоятельной работы: работа с учебником, справочниками, раздаточным
материалом, решение задач, рефераты и т.д..
Но все же более высокий творческий уровень
деятельности учащихся, формирующий умение общаться, систематизировать материал,
достигается в процессе их приобщения к составлению ОЛК. Известно, что материал,
четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более
широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.
Опыт показал, что прежде чем приобщить учащихся к
составлению ОЛК, ему необходимо дать представление об этом.
В
психологическом плане прием по приобщению учащихся к самостоятельному
составлению ОЛК обеспечивает три составляющие успешного усвоения.
Во-первых,
повышается уровень восприятия с помощью опорных сигналов;
Во-вторых,
при составлении учащимся ОЛК осуществляются вторичная переработка и уяснение
содержания, ведущее к более глубокому пониманию материала.
В-третьих,
процесс составления учащимися такого конспекта обеспечивает четкую фиксацию
материала в памяти.
Для
стимулирования учащихся к составлению ОЛК необходимо проводить конкурсы на
лучший конспект с объявлением результатов.
Данный
прием стимулирует творческую деятельность, активизирует внимание, вызывает
движение мысли, углубляет процесс познания.
Теоретический
анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать
заключение, что технология визуализации учебного материала может применяться в
учебных заведениях любого типа, хорошо комбинируется с традиционной системой
обучения, а также с любой инновационной обучающей технологией и позволяет
усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:
• учит выделять, обобщать и систематизировать
основные понятия;
• отсеивает лишнюю второстепенную информацию,
определяет обя-зательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом
помощь;
• максимально приближает новую информацию к форме, в
которой ее воспринимает мозг;
• обеспечивает единство развития учащихся с
техническим и вер-бальным мышлением.
Литература:
1.
Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии: Учеб. пособ.– М.: Народное образование, 1998.– 256
с.
2.
Гитман Е.К. Проектирование
содержания специальных дисциплин. Специалист, 1997г.-№11- с.29-32.
3.
Эрганова Н.Е. Основы
методики профессионального обучения. - Екатеринбург, 1999 – 138 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.