Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ"

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ"

Скачать материал

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

 

Дулин В.П

Преподаватель электротехники

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

       В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению.

В процессе обучения используются в основном два канала восприятия - слуховой и зрительный.  Устная информация проще, однако, ее эффективность незначительна и существенно зависит от эмоционального воздействия на учащегося. Так как пропускная способность зрительного канала восприятия в 100 раз больше звукового, то основным правилом для себя считаю - учебную информацию целесообразно выдавать наглядными средствами - через модели, рисунки, схемы, макеты и т.п.

Зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности учащегося, включает его в активную познавательную и творческую работу, делает любое явление яснее и доступнее для понимания учащимся, содействует более легкому усвоению и запоминанию фактов, повышает интерес к предмету.

Хорошо поставленная демонстрация средств наглядности воздействует не только на ум, но и на эмоции учащихся, поэтому при их применении необходимо учитывать их учебно - методическое содержание и эстетическую сторону. И, конечно, никак нельзя забывать известное дидактическое правило: Учит не наглядное пособие, а преподаватель с помощью наглядного пособия.

В своей практике я использую следующие средства обучения:

·     знаковые системы - учебники, справочники, сборники задач, плакаты, карточки - задания, схемы, опорные конспекты, тесты;

·     материальные объекты - видеозаписи, компьютер, кодоскоп, проектор, документ-камеру, натуральные объекты, макеты, модели, действующие планшеты.

Каждый преподаватель должен выработать свою систему работы с учащимися. Конечно, на выработку такой системы обычно уходят годы, но изучая опыт лучших педагогов, этот процесс можно ускорить.

При изучении электротехники я использую подачу материала с помощью опорно - логических конспектов.  Почему я сделал ставку именно на опорно - логические конспекты, а не на опорные сигналы?  Им нужен материал, очень близкий к языку учебника, только еще более систематизированный, вычищенный от второстепенного. И даже для сильных учащихся, считаю, лучше такой вариант, так как опорные сигналы рассчитаны на ближайшую память. Учащиеся которые хотят продолжить обучение в ВУЗе по родственной профессии, полученной на первой ступени обучения, это было в группах лицея. Поэтому, такой опорно-логический конспект в дополнение к учебнику оказывается ему хорошим помощником при изучении материала по "Электротехнике" и в данных учебных заведениях.

При составлении опорно-логических конспектов я использую общеизвестные мнемонические приемы, которые выполняют роль своеобразного "мостика", позволяющего облегчить запоминание учебного материала, увеличить объем памяти.

Наиболее часто я использую следующие мнемонические приемы:

1.       символика - значительно улучшает структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер.

2.     логические цепочки - позволяют расширить причинно - следственные связи в физических процессах.

В психологическом аспекте методика опорно-конспектной подачи информации повышает внимание, ориентирует активность учащихся. кроме того, удачно подобранные, ярко (в меру) оформленные ОЛК вызывают положительные эмоции, что способствует, во-первых, программному усвоению, во-вторых, снятию в некоторой степени утомляемости учащихся.

С педагогической точки зрения методика опорно-конспектной подачи информации позволяет преподавателю эффективно управлять самостоятельной работой учащихся как в аудиторных условиях, так и при выполнении самостоятельной работы дома. В практике обучения используются различные приемы организации самостоятельной работы: работа с учебником, справочниками, раздаточным материалом, решение задач, рефераты и т.д..

Но все же более высокий творческий уровень деятельности учащихся, формирующий умение общаться, систематизировать материал, достигается в процессе их приобщения к составлению ОЛК. Известно, что материал, четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Опыт показал, что прежде чем приобщить учащихся к составлению ОЛК, ему необходимо дать представление об этом.

         В психологическом плане прием по приобщению учащихся к самостоятельному составлению ОЛК обеспечивает три составляющие успешного усвоения.

         Во-первых, повышается уровень восприятия с помощью опорных сигналов;

         Во-вторых, при составлении учащимся ОЛК осуществляются вторичная переработка и уяснение содержания, ведущее к более глубокому пониманию материала.

         В-третьих, процесс составления учащимися такого конспекта обеспечивает четкую фиксацию материала в памяти.

         Для стимулирования учащихся к составлению ОЛК необходимо проводить конкурсы на лучший конспект с объявлением результатов.

         Данный прием стимулирует творческую деятельность, активизирует внимание, вызывает движение мысли, углубляет процесс познания.

         Теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать заключение, что технология визуализации учебного материала может применяться в учебных заведениях любого типа, хорошо комбинируется с традиционной системой обучения, а также с любой инновационной обучающей технологией и позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:

•  учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;

•  отсеивает лишнюю второстепенную информацию, определяет обя-зательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;

•  максимально приближает новую информацию к форме, в которой ее воспринимает мозг;

•  обеспечивает единство развития учащихся с техническим и вер-бальным мышлением.

Литература:

1.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.– М.: Народное образование, 1998.– 256 с.

2.       Гитман Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин. Специалист, 1997г.-№11- с.29-32.

3.       Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. - Екатеринбург, 1999 – 138 с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.В статье рассмотрены основы использования технологии опорных конспектов на уроках электротехники.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.01.2015 441
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терновая Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терновая Ольга Валерьевна
    Терновая Ольга Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25919
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 22 регионов

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе