Обобщение ППО учителя начальных классов Тулькибаевой
Э.Х: «Применение активных методов и приемов, направленных на коррекцию
трудностей обучения учащихся специальных классов для детей с ЗПР».
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа,
которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Понятие
“задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с
минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью
ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Для
них характерны:
-
незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной
деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под
воздействием временных, лечебных и педагогических факторов;
- медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной
информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий,
низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов,
ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем;
- отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм,
ограниченность словаря);
- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в
эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной
регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой;
- недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления
гипперактивности;
- неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что
дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего
обучения.
Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что
стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической
помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в
несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей
этого же возраста. С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей
стране была создана система коррекционно-развивающего образования и
компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации
образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и
образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные
способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. У
большинства детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности,
незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных
форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств
повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Учитывая особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе я
стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в уроки
знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий
в области коррекционно-развивающего обучения.
Активные
методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на
организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия,
мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому
освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Активные
методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе
освоения учебного материала. При использовании активных методов обучения
меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается
в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные
ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую
всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Применение АМО позволяет сделать урок современным, отвечающим потребностям
обучающихся, родителей, общества, времени. Активные методы обучения позволяют
за счёт новых форм представления информации, её восприятия, обсуждения,
осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность и качество
обучения, сократить сроки коррекционной работы с учащимися. Применение АМО на
занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно
вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную
деятельность учеников, развивает их творческие способности.
Появление
в работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов
активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её
повышению. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые
свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более
20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при
проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности
(например, в игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные
педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также
принципы активизации традиционных форм обучения и применение нетрадиционных
методов.
Нетрадиционные
методы воздействия давно стали перспективным средством коррекционно -
развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии
принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в
специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в
преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной помощи
нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции речи детей ЗПР и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения
использовать новые возможности, включать действенные методы в систему
коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям
во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия
интереснее и разнообразнее.
Активные
методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных
аспектах:
развитие
познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
формирование
положительной учебной мотивации;
повышение
познавательной активности учащихся;
активное
вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование
самостоятельной деятельности;
эффективное
усвоение большого объема учебной информации;
развитие
творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие
коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие
личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение
условий для их проявления и развития;
развитие
навыков самостоятельного умственного труда;
развитие
универсальных навыков.
При
построении урока необходимо учитывать следующие признаки методов активного
обучения:
-Проблемности.
Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную
ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа)
ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые
знания. -Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с
применением методов активного обучения является коллективная деятельность и
дискуссионная форма обсуждения.
-Индивидуализации.
Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом
индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также
подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля,
саморегулирования, самообучения.
-Непосредственности,
самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При
активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли
помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале
преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя
принципы педагогики сотрудничества.
-Мотивации.
Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и
регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и
поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем
мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной
деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.
-Эмоциональное
воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и
состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие
резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают
человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.
Методы
АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему), обеспечивающую
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся на
протяжении всего образовательного процесса.
Образовательная
активность входящих в эту систему методов строится на практической
направленности, игровом действе и творческом характере обучения,
интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в
процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и
рефлексии.
По
структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие
делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза
1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
инициация (начало урока, знакомство)
вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
Фаза
2. Работа над темой
Этапы:
интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
Фаза
3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
эмоциональная разрядка (разминки)
Каждый
этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание
раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою
функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в
достижение общих целей урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя
друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность
образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному
мероприятию. Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать
общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его
составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И
при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно
создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга
активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным
целям, формирует современную образовательную технологию АМО. Применение системы
активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов –
обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием технологии АМО
определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической
и методологической базе.
Наиболее
эффективными формами организации нетрадиционного урока являются следующие:
игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д. Для активизации
деятельности учащихся с ЗПР на уроке можно использовать следующие активные
методы и приёмы обучения:
1.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на
ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с
буквами: гласные и согласные, парные согласные). Дети выполняют задание, либо
оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой
темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале, математическом диктанте, словарной работе. Удобство и эффективность
их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в
ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на
доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное
задание лучше других.
3.
Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении урока). Данный приём
можно использовать как в проведении простого урока, так и в конце изучения темы
– для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания
помощи при выполнении заданий.
4.
Работа с бланковыми методиками. Материалы работы с младшими школьниками
представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по
применению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на
активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня
обучаемости, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.
Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной
работы.
5.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется
для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения
эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие
после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания
повышенной трудности и т.д.
6.
« Найди ошибку». Учитель записывает на доске слова или предложения , примеры
или уравнение , в зависимости от темы урока, и допускает ошибку, учащиеся
должны найти её и объяснить правильность ответа. Задания такого рода
позволяют у учащихся развить зрительную память , внимание и логическое
мышление.
7.
Использование кинезиологических упражнений.
Сохранение
и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе
учителя с детьми с ЗПР. Кинезиология – наука о развитии умственных
способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и
физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших
полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем
в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет
улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,
мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу
полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и
способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы
тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя:
растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные
упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и
массаж.
8.
Использование офтальмотренажеров и презентаций-офтальмотренажёров, отдельной
презентации и фрагментов презентации уроков .
Применение
офтальмотренажеров может быть в виде кругов расположенных в несколько рядов
разного цвета или из различных геометрических фигур. На уроках чтения можно
использовать тренажеры из букв разного цвета: гласные – красные, согласные
синие и зелёные. Такие тренажеры позволяют не только проводить зрительную
гимнастику , но и закреплять знания по определённому предмету и теме.Внедрение
современных компьютерных технологий в практику позволяет сделать работу учителя
более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет
традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя
с другими участниками образовательного процесса. Презентации
офтольмотренажеров могут быть различными: следи за бабочкой, посчитай
появившихся внезапно животных и т.д.
9.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,
развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного
запаса, развития связной речи.
Учащиеся
ЗПР более легче и лучше запоминают материал урока , когда он сопровождается
наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки , чистоговорки,
пословицы в картинках. Во время запоминания стихотворений или текстов очень
продуктивно использовать пинтограммы, особенно если помогают их нарисовать сами
учащиеся.На уроках математики иллюстрированные задачи и примеры.
10.
Активные методы рефлексии.
Слово
рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый
словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем
состоянии, самоанализ.
В
современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ
деятельности и ее результатов. В педагогической литературе существует следующая
классификация видов рефлексии:
1)
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2)
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить,
как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3)
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала,
но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее
рациональные).
Данные
виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При
выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание
и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения,
возрастные и психологические особенности учащихся. На уроках при работе с
детьми с ЗПР наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального
состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У
учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с
их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить,
как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель
должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это
ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«
Солнышко» - учащиеся выбирают картинку с улыбкой, грустью или безразличием
, учитывая настроение с которым они пришли на урок.
«Дерево
чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если
они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море
радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия
окончания урока. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение
видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и
т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и
выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап
занятия, прикрепив к нему свою картинку. Одним из приёмов который нравиться
детям это определить своё место на шкале оценок от 1 до 12.Этот приём также
помогает учителя определить уровень самооценки учащегося.
Все
вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким образом, применение
активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность
учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в
образовательный процесс, развивает словарный запас, речь , память и внимание,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится
и к детям с ЗПР. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю
чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством
активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой,
предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого
материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.Средства
активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным
образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит
стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей
деятельности у учащихся с ЗПР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабанский, Ю. К. Методы обучения в
современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение,
1985. 208 c.
2.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр
и упражнений в учебном процессе // Начальная школа..- М.,1998.
3.
Бажович Л.И. Проблема развития
мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и
подростков.-М; 1978.
4.
Губанова О.В. Левкина И.С. Использование
игровых приемов на уроках // Начальная школа.-М., 1997.
5.
Диагностика и коррекция задержки
психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, 224
с.
6.
Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой
психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р.
Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
7.
4. Кудрина, С. В. Средства активизации
учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием:
автореф. дис. … канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000.
– 20 с.
8.
Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е.
Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред.
Н.Н. Яковлевой , Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с.
9.
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики
в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д :
Феникс, 2006. – 350 с.
10.
. Проблемы обучения и воспитания детей с
задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред. И.
Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. 92 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.