Учитель английского языка
высшей категории,
классный руководитель
Субботина Т.В.
МБОУ-СОШ №168
Построение воспитательной системы класса и создание
ученического сообщества.
Неудовлетворенность педагогов результатами своего труда
чаще всего происходит от осознания того, что ставка на "чудодейственное
средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают
отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный
процесс. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались,
а построение воспитательной системы класса является ключевым в работе классного
руководителя.
Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель
оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным
в работе с данным классом, как сложатся отношения с ним? Ведь вместе придется
работать не один год.
В 2003 г. я впервые стала классным руководителем. 5-ый
класс, 27 ребят, все очень разные, уникальные. Я подумала тогда, что сейчас
самое главное для нас сделать так, чтобы мы поняли друг друга и стали
сотрудничать.
Первое, что я сделала, это определила проблему -
необходимость разрешения противоречий между естественным желанием каждого быть
успешным, признанным окружающими и неумением правильно формулировать цели и
добиваться их; между абстрактным желанием преуспевать в жизни и собственными
личностными результатами в учебе, саморазвитии, творческой деятельности.
Потом поставила воспитательные задачи:
- вызвать и постепенно развить у каждого воспитанника любовь к учебе;
- воспитывать нацеленность на успех и достижения;
- извлечь на поверхность все лучшее, что скрыто в нас и помочь это
сделать другим;
- учиться и учить чувствовать себя более уверенным и счастливым;
- овладеть методами самообразования и самопознания, саморазвития и
самовоспитания.
Следующим этапом моей воспитательной деятельности стало изучение
учащихся класса, отношений, общения в классном коллективе, педагогическое планирование,
деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей
среды личности ребенка и мониторинг собственной работы.
Существует очень много различных методик и диагностик. Самостоятельно
или со школьным психологом следует провести диагностику обучающихся класса,
поговорить с учителем начальных классов и родителями. Для родителей тоже можно
подобрать различные тесты и анкеты.
На протяжении 7 лет совместной деятельности воспитательная
работа с классом и родителями сложилась в систему. В классе было создано единое
сообщество: дети - классный руководитель - родители - учителя-предметники -
администрации школы. Я, как классный руководитель, стала тем связующим звеном,
своеобразным координатором, который помог сплотить коллектив класса и
превратить его в ученическое сообщество, объединенное общими делами, интересами
и целями.
В своей работе отдаю предпочтение технологиям организации
коллективного планирования, выявления лидеров работы по укреплению самоуправления.
Запланированные нами коллективные творческие дела носили и носят
личностно-ориентированный характер, акцент ставится на личностное развитие,
добровольность принятия ролей и поручений, не только учениками, но и
родителями.
Постепенно складывалась интересная для меня, детей и
родителей система взаимоотношений, общей деятельности, направленной, прежде
всего на воспитание детей и сотрудничество с ними.
Классный руководитель, собирая, получая, обрабатывая и анализируя
информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном
окружении, семейных обстоятельствах, проектирует систему целостной
воспитательной работы в классе, процесс становления личности каждого школьника,
его нравственных качеств. Классный руководитель, отслеживая характер
оказываемых воздействий, координирует и организует
учебно-воспитательную деятельность, самовоспитание и саморазвитие обучающихся,
этапы формирования классного коллектива, динамику развития творческих
способностей, взаимоотношения каждого с другими участниками воспитательного
процесса.
В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика
развития классного коллектива и уровня воспитанности учащихся. Классный
коллектив стабилен, с развитым чувством ответственности, взаимопомощи, атмосферой
толерантности, отсутствием правонарушений и девиантного поведения.
Уровень воспитанности
Отсутствие детей с низким уровнем воспитанности говорит о
качественной, целенаправленной, систематической работе с коллективом и
индивидуальной работе с воспитанниками, их родителями.
По результатам наблюдений и диагностических исследований
можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о
повышении уровня их творческой и познавательной активности. Проследить, как
происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма творческой
и познавательной активности учащихся.
Уровень творческой и познавательной
активности
Уровень творческой и познавательной активности детей
возрастает за счёт вовлечения их во внеклассную работу, привлечению к участию в
интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, индивидуальной
работе с воспитанниками и их родителями, формированию их самостоятельности и
творчества. Повышению уровня творческой и познавательной активности
способствовало также создание ситуации успеха, стимулирование и поощрение,
становление положительной мотивации.
Кроме того, в нашем сплоченном коллективе существуют
традиции в организации досуга. Для моих воспитанников стали традиционными
мероприятия: «День самоуправления», «День Хорошего ребёнка», турнир «Взрослые и
дети», акция «Бюро добрых услуг», «День хороших поступков», операция «Волонтёр»
(сбор подарков для детского дома), «День пожилого человека» (организация концерта
и помощи пожилым людям), проекты «Лидер». Все начинания поддерживают родители.
В классе существует хорошо отлаженная система самоуправления учащихся:
ученический совет класса, который сотрудничает с учащимися, классным
руководителем, родителями и родительским комитетом, администрацией школы,
учителями, 4 учащихся нашего класса входят в совет старшеклассников. В классе
существует служба хорошего настроения, пресс служба, служба примирения, служба
здоровья, служба организации полезных дел и совет «Отчаянных». Анализ
показывает, что количество детей, участвующих в работе ученического совета с
каждым годом увеличивается.
В воспитательной работе я стараюсь придерживаться следующих принципов
сотрудничества классного руководителя и учащихся:
1.
Безусловное принятие каждого воспитанника, его
сильных и слабых сторон.
2.
Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
3.
Терпение и терпимость в достижении результативности
педагогического воздействия.
4.
Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
5.
Отсутствие страха у педагога признать свою
неправоту, умение признавать ошибки.
6.
Умение управлять своим настроением, не поддаваться
влиянию предвзятого мнения.
Все
это помогало нам в создании ученического сообщества, несмотря на то, что у нас
в классе все ребята очень разные и по увлечениям, интересам, успеваемости,
поведению, характеру и даже внешнему виду. Фактором сплочения могут быть общие
интересы или дела, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми
членами группы и т.д. В зависимости от каждого фактора сообщество имеет свою
траекторию развития и те качества, которые отличают его от других сообществ. С
самого начала я стремилась к тому, чтобы сплочение нашего коллектива
происходило демократично, чтобы детей связывали не только общие дела и
интересы, а самое главное общие цели, т.е. создавалось ученическое сообщество.
Превратить группу учащихся в сплоченное ученическое сообщество помогает уровень
ее социально-психологической зрелости, поэтому при планировании деятельности,
мы отдавали приоритет мероприятиям, повышающим этот уровень.
Уровень развития нашего ученического сообщества я оцениваю по следующим
критериям:
1.
Групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей,
мотивов деятельности, групповых норм. Особую роль в формировании социальных
норм играет позиция лидера группы.
2.
Способность группы к самоуправлению – это форма организации жизнедеятельности ученического сообщества,
обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации
решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление развивается
только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют
пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым
для формирования мотива коллективного действия.
3.
Подготовленность группы к совместной
деятельности. Зависит от особенности самой
деятельности – ее сложности, профессионального характера, уровня творчества,
вида, формы и т.д.
4.
Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления
взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов ученического
сообщества понимать друг друга с «полуслова».
5.
Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей
степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость – две радости,
разделенное горе - полгоря».
6.
Волевая коммуникативность – это способность ученического сообщества противостоять трудностям и
препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.
Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как
ученического сообщества, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы,
встречаются временные проблемы, ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному
развитию отношений.
Поэтому огромное значение для меня имеет планирование воспитательной
работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя,
своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования
состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в
развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и
завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания
обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его
результативность.
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
1.
Четко осознать цель, стратегические и тактические
задачи воспитания.
2.
Целенаправленно разработать содержание и выбрать
средства, организационные формы воспитательной работы.
3.
Прогнозировать результаты своей деятельности.
Планирование воспитательной работы – это не догма. План может
видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития
коллектива, воспитательной ситуации.
В своей работе я использую следующие технологии организации
коллективного планирования. Необычным является то, что все запланированные
нами коллективные творческие дела носят личностно-ориентированный характер. Чем
отличается личностно-ориентированное КТД от традиционного КТД можно увидеть в
таблице.
Этап
|
Традиционное
КТД
|
Личностно
ориентированное
КТД
|
1.Коллективное
целеполагание
|
Социальные
основания выбора дела
|
Дело как потенциал
личностного развития
|
2.Коллективное
планирование
|
Акцент на групповой
работе, групповом вкладе
|
Акцент на
индивидуальные вклады, на авторство идей
|
3.Коллективная
подготовка
|
Акцент на дружной
групповой работе
|
Акцент на
добровольность принятия ролей и поручений и их индивидуализированность
|
4.Реализация
коллективного дела
|
Участие групп,
команд, общее действо, участие как реализация общего плана
|
Возможности для
личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят
в отношении ролей, поручений
|
5.Коллективный
анализ
|
Основные вопросы
критерия: как мы организовали дело, как мы проявили свою коллективность,
каков вклад каждого в общее дело
|
Вопросы-критерии,
акцентирующие значимость дела для понимания, проявления, развития себя как
индивидуальности
|
- Начальный
коллективный анализ – это этап формирования
коллективного образа «МЫ».
Начальный
коллективный анализ строится на понимании и осознании: «Кто мы?», «Какие мы?»
Именно на первом этапе идет формирование умения совместной деятельности.
Классному руководителю на данном этапе очень важно показать учащимся, роль и
значение каждого ученика в ученическом сообществе, значение совместной
деятельности в контексте понимания того, что «вместе мы не случайно и это
здорово».
- Коллективное
целеполагание направлено на создание как коллективной
мотивации, коллективных ценностей, так и на проявление личностной позиции
каждого ученика, определении значимости данного ученического сообщества в
его жизни и деятельности. Для коллектива на данном этапе важно определить:
«Чего мы хотим? Зачем мы это будем делать?»
- Коллективное
планирование – это совместное четкое определение
будущего процесса деятельности. На данном этапе учащиеся совместно с
классным руководителем определяют их стратегию совместной работы. Учащимся
важно не только «что они будут делать, но и как они будут это делать?»
- Коллективная
подготовка и реализация – это совместная
деятельность по воплощению коллективных идей, воплощенных в планировании.
- Конечный
коллективный анализ – совместное подведение
итогов коллективной деятельности и результата каждого участника. Каждый
ученик имеет право высказать свое мнение по вопросу «достигли мы успеха,
то почему» или «не достигли успеха и тоже почему». Такая совместная оценка
качества проделанной работы не оставляет никого равнодушным, в тоже время
традиции совместной коллективной деятельности, построенной с учетом данных
этапов, не позволяют относиться к участию в совместной деятельности детей
и взрослых формально, без творчества, безответственно.
Если
классный руководитель осознает совместную коллективную деятельность учащихся в
таком ключе, безусловно, есть шанс сделать коллективное взаимодействие учащихся
полезным и, в первую очередь, с точки зрения проекции на их будущую жизнь.
Однако
не все мероприятия, предложенные детьми, можно внести в программу
воспитательной работы, поэтому при планировании я руководствуюсь следующими
правилами:
1.
Мероприятия выбираются с учетом психо-возрастных
особенностей детей.
2.
Каждое планируемое мероприятие нацелено на конечный
результат.
3.
Планирование внеклассных мероприятий предполагает
анализ предыдущей деятельности, и таким образом системность.
4.
Планирование должно учитывать цели и задачи
воспитательной системы школы, параллели, мнения учащихся и их родителей.
5.
Мероприятия должны быть разнообразными и по форме и
по содержанию, интересными и развивающими.
Я как классный руководитель считаю, если в классе каждому тепло и
уютно, если он чувствует помощь и поддержку, а окружающие радуются его успеху,
приветствуют его инициативу и индивидуальность – класс будет радоваться
совместному общению. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих:
личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих
учащихся, их личных качеств и от тех традиций, которые складываются в классном
коллективе на протяжении долгого времени.
Несколько слов хотелось бы сказать и о нашей программе воспитательной
работы. Она создается вместе с ребятами, разрабатывается, исходя из анализа
уровня воспитанности учащихся, их творческой и познавательной активности, анализа
работы за прошлый год, и имеет 9 разделов:
- Этические и нравственные нормы жизни.
Нам
запомнился проект и классный час – презентация «Как жили люди в старину»,
изготовление блюд древнерусской кухни, составление генеалогического древа, подготовка
докладов о русском костюме, устройстве избы, выставка семейных реликвий.
- Творческое развитие.
Проведение различных мастер-классов с помощью родителей, например: «Объемная
открытка к 8 марта», «Пасхальный сувенир», «Мыловарение».
- Традиционные праздники.
Для детей стала очень интересной работа над проектом «Через тернии к
звездам», дети с родителями готовили поделки, музыкальные открытки и доклады к
50 - летию полета Ю. Гагарина в космос.
- Трудолюбие как
добродетель. Школа, дом, семья.
Традиционными для нашего класса стали акции «Наш чистый двор», «День
пожилого человека», субботники, сбор макулатуры.
- Здоровый образ жизни и физическое
воспитание.
Ежегодно участвуем в проекте «Наш здоровый класс», награждаем детей
меньше всего пропустивших занятия по болезни, проводим командные соревнования
по страйкболу и боулингу.
- Педагогическое руководство коллективом
Организация работа в Совете Старшеклассников, тренинги по проекту «Лидер»
с выездами на природу, создание сайта класса, где выкладывается информация и
для детей, и для родителей, и для коллег.
- Работа с обучающимися, у которых выявлены
проблемы с поведением и учебой.
Такие
обучающиеся нуждаются в повышенном внимании со стороны классного руководителя,
с ними проводится индивидуальная работа, даются важные поручения (диспетчер по
питанию, ответственный дежурный и т.д.), организуется работа с психологом.
- Работа с родителями.
В
своей работе отдаю предпочтение нетрадиционным тематическим родительским
собраниям, дебатам и дискуссиям.
- Охрана труда.
В классе функционирует совет «Отчаянных», который отвечает за
безопасное поведение в школе, на улице и дома, проводит тематические «пятиминутки»,
конкурсы и проекты по ПДД и ПБП.
Таким
образом, построение воспитательной системы класса выглядит так:
- Выявление
психолого-педагогических характеристик обучающихся класса, изучение
отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
- Проектирование
целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
- Создание групп по
принципу сочетаемости и малой конфликтности.
- Планирование
мероприятий с учетом выявленных личностных особенностей участников группы
и группы в целом.
- Планирование
мероприятий по корректировке выявленных проблем.
- Сплочение и
развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности
ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.