Портфолио ученика начальной школы.
Чувашева Светлана Кирилловна,
учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №9 г.
Елабуга, республики Татарстан.
Одной из
основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и
развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Наличие у ребенка
портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в
себя, в свои силы в самом начале пути.
Идея портфолио
индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный
прогресс учащегося. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты
способен.
«Портфолио» в
начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма
оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших
школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное
предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных
областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Безусловная ценность
портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя
и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и
всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или
творческой работе, а не его результат.
Цели формирования
портфолио:
Портфолио
вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений
школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая
демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная
накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся
основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио:
Жестких требований
на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность
проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое,
оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио
ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений"
("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план
раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и
сертификаты).
В состав
портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе
учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой,
коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура
портфолио :
1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную
информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную
информацию и фото ученика.
2)РАЗДЕЛ "МОЙ
МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для
ребенка. Возможные заголовки листов:
·
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать
о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или
интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
·
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или
составить небольшой рассказ о своей семье.
·
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его
интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком
схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места
(пересечения дорог, светофоры).
·
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
·
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается
ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной
школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
·
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
·
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых
школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому
что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы".
При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное
и нужное для себя.
3)РАЗДЕЛ "МОЯ
УЧЁБА"
В этом разделе
заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет
этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами,
отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими
работами.
4)РАЗДЕЛ "МОЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия,
которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной
работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или
читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или
выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно
с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5)РАЗДЕЛ "МОЁ
ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел
ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена
объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо
предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
6)РАЗДЕЛ "МОИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"
В начальной школе
дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят
в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или
похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не
только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои
впечатления.
7)РАЗДЕЛ "МОИ
ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в
начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный
лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в
порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
8)РАЗДЕЛ
"ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" Заполняют преподаватели школы и внешкольных
учреждений.
9)РАЗДЕЛ -
"СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь
оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Важно помнить.
В первом
классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без
помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь
надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка
таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию
портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих
достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание
своих возможностей.
Портфолио может
представлять собой специальную папку с файлами, картотеку, небольшие коробки
для хранения бумаг и т.п. (предоставляется полный простор для инициативы
учащихся). Единственное требование – удобство в хранении.
Индивидуальная папка
личных достижений ученика начальной школы должна представлять
собой интегрированный или комбинированный вариант существующих видов портфолио
(отзывов, работ, документов).
Учебный
«портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство,
где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации,
анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за
определенный отрезок времени.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных
классах:
► Создание ситуации успеха для каждого
ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
► Максимальное раскрытие индивидуальных
способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и
самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
► Развитие познавательных интересов учащихся и
формирование готовности к самостоятельному познанию;
► Формирование установки на творческую
деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего
творческого роста;
► Формирование положительных моральных и
нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
► Приобретение навыков саморефлексии,
формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности
и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение
родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио
не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ
датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда
сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не
использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется
объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена
или занижена).
6.Просмотр портфолио
педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и
согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио
должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида
документа.
8.Важно, чтобы на
каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех
ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного
года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый
оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность
и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу
с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление
портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия,
хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы
портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой
портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать
свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к
заполнению портфолио в хорошем настроении!
..\Портфолио
ученика начальной школы.doc
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.