Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтатья по творчеству Б.Васильева "Это ты, наша молодость"

Статья по творчеству Б.Васильева "Это ты, наша молодость"

Скачать материал

«Это ты, наша молодость…»

Подвиг молодёжи в годы Великой Отечественной войны

в повестях Б.Л.Васильева

«А зори здесь тихие…»  и «Завтра была война».

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

В современном мире душевное и духовное здоровье молодёжи вызывает всё возрастающую тревогу. Сейчас, когда оказались во многом размытыми нравственные ориентиры, когда факты вандализма потрясают души не только взрослых, когда на одном из популярных каналов всерьёз рассуждают: «Не разумнее ли было сдать Ленинград?» - возникает вопрос о том, что нужно противопоставить такому нравственному растлению?

Я считаю, что душу может спасти прежде всего любовь к родной земле. Многое входит в это понятие, в том числе знание родной истории, память о её трагическом пути, уважение к тем, кто защищал нашу страну.

Наиболее ярко эта тема раскрывается в художественной литературе, посвящённой Великой Отечественной войне.

Моё  внимание привлекли произведения, посвященные нашим сверстникам, шагнувшим из-за школьных парт в окопы 1941 года.

Я выбрала для исследования две повести писателя - фронтовика Бориса Львовича Васильева: «А зори здесь тихие…» (1969) и «Завтра была война» (1972).

Эти повести связаны между собой не по сюжету (там разные герои), а по смыслу и по времени действия: герои, выпускники школы конца 30-х годов,  из повести «Завтра была война» мужественно встретили военные испытания, изображённые писателем в повести «А зори здесь тихие…».  Меня взволновала судьба этого поколения, к которому относится и писатель Б.Л. Васильев.

ГЛАВА 1

Писательские судьбы складываются по-разному. Но дарования всегда схожи в главном — к ним тянутся люди. Истинно талантливая книга сразу находит своих читателей, и потом уже они идут по жизни вместе: рядом с полюбившимся авто­ром его верные читатели. Вместе набираются опыта, вместе радуются и горюют.

Однажды Борис Васильев, мало кому известный киносценарист, проснулся знаменитым. Страна зачитывалась его  повестью «А зори здесь тихие...». Зачитывалась, страдала, удивлялась, плакала, вспоминая лихолетье минувшей войны.

Все произошло неожиданно. В редакцию журнала «Юность» поступила рукопись. Потом пришел сам автор — стройный, красивый, с военной выправкой, поразивший всех какой-то тревожной серьезностью. Может быть, это была обычная тревога? Как воспримут?.. Восприняли восторженно.

Но он так и не привык ни к славе, ни к почитанию, ни к восторженным словам, потому что всей душой ощущал свой долг перед теми, кто погиб на войне.

Попытаемся объяснить, как мы  понимаем суть и характер дарования писателя, его вос­приятие жизни.

Борис Васильев — участник  Великой Отечественной войны, затем — кадровый военный и потому солдатскую долю испытал до конца. Он наделен обостренным чувством трагического, ибо его жизнь, как и жизнь его сверстников, была под прицелом смерти. Сколько он повидал на своем веку — страшных, героических, бессмысленных и всегда неожиданных смертей товарищей, однокашников, земляков!

Война настолько глубоко вошла в души тех, кто вернулся, что потребовалось время, чтобы отойти от нее, многое переосмыслить и вновь вернуться к ней. Чтобы ничто не забылось и никто не ушел из памяти.

Может быть, потому, что проза требует более длительных раздумий о пережитом, чем поэзия, которой порой достаточно чувств и настроений, а может быть, и в силу глубинного ощущения времени Борис Васильев пришел к своему пониманию войны не сразу. Ее художественное осмысление начиналось в нем подспудно, оно требовало внутреннего накала, той критической точки, когда происходит самовоспламенение материала, все оживает, приобретает зримые черты, конкретные и тревожные образы. Наверное, необходима была и духовная зрелость, чтобы понять и вновь пережить былое, с иных высот увидеть далекую юность.

      Великая Отечественная война 1941-1945 годов принесла нашей стране не только победу над фашизмом, но и невиданные жертвы. Официально признано, что наша страна в этой войне потеряла двадцать семь миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать семь миллионов! Целая страна погибших. Гибель многих из них вошла в историю, чтобы стать примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «А зори здесь тихие...» Б. Васильев.

ГЛАВА 2

"А зори здесь тихие…" Есть ли в России человек, которому эти слова ничего не скажут? Эта  горький рассказ о «боях местного значения», в ходе которых погибли «пять девочек, самоотверженно защищавших родину в суровом северном краю. Основанная на реальных событиях,  повесть Васильева стала "книгой памяти" русского народа.

"Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями…" - так говорит сам Борис Васильев.

 ''А зори здесь тихие...'' - одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Написанная в 1969 году, почти через двадцать пять лет после окончания войны, повесть прозвучала как реквием всем тем, кто совершил свой подвиг не на полях великих сражений, а просто и честно выполняя свой солдатский долг. Возможно, этим и объясняется простота сюжета.

Повесть «А зори здесь тихие...» рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы. Старшина выделяет пять девушек и, командуя своей «боевой единицей», думая, что немцев гораздо меньше, решает уничтожить диверсантов. Задание Васков выполняет, правда, дорогой ценой. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами и погибают все до одной.

Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины; Галю Четвертак скосила автоматная очередь; страшной смертью умирает Лиза, проваливаясь в трясине (впрочем, смерть всегда страшна, в каком бы виде она ни была),  Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненной Риты Осяниной.

Писатель находит самые точные слова для предельно простого и трагического изображения незаметного подвига девушек и их командира: «0дно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И такое чувство у него было, словно за его спиной «вся Россия сошлась», словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. «И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют – значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!»

И они действительно держались до последнего вздоха.

Рита Осянина погибает последней, раненная в живот. Перед смертью девушка, утешая Васкова, говорит о том, за что погибли она и её подруги: «Мы Родину защищали». «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».

Все  просто и естественно, как-то буднично, без пафоса и традиционных громких фраз: «3а Родину! За Сталина!» Наверное, именно поэтому жизнь и смерть девушек выглядят так достоверно. В них не просто веришь, а начинаешь осознавать, что патриотизм не  красивое слово, а то чувство, которое скрыто внутри каждого из нас и которое проявляется в момент истины. 

По - разному погибли юные зенитчицы, чья довоенная жизнь была такой же разной и полной надежд счастье. Эпизоды довоенной жизни  - необычное композиционное решение писателя. Каждая героиня показана в двух измерениях – в прошлом и настоящем, и только будущего у них нет, потому что оборвутся тонкие ниточки их жизней, как горько говорит Федот Васков.

Люди разного возраста – 18-20-летние девочки-зенитчицы  и 32-х летний старшина Васков явили в трудный час то единство, ту связь поколений, что легли в основу нашей ещё не близкой победы.

ГЛАВА 3

Девочки-зенитчицы, героини повести «А зори здесь тихие…» пришли на войну из-за школьной парты. В военное время они были такими, какими выросли в  непростые 30-е годы. Кто и как воспитал в них мужество и верность, бесстрашие и самоотверженность? Об этом размышляет писатель в произведении, которое по логике должно было предшествовать повести «А зори здесь тихие…»

         «Завтра была война” - это повесть, которая может быть лишь условно отнесена к  военной прозе. И всё же она о войне, хотя основное действие повести происходит в мирное время. Б.Л. Васильев развивает тему, которая взволновала его в предыдущей повести: в чем истоки мужества поколения, чья юность оборвалась войной, как могло выстоять в страшной войне поколение, в котором из каждых ста уцелели лишь трое (и сам Васильев был в числе этих троих). Но они и выстояли, и победили!  

          «Завтра была война” - драматическая повесть о первой любви, дружбе и верности и  предательстве. Написанная в 1972 году, она стала одним из самых лучших произведений о Великой Отечественной войне. Номера журнала «Юность» 1984 года, в которых была опубликована эта повесть, были нарасхват.

Повесть называется — “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Роман выверен хронологически, он заканчивается накануне 1941 года.

         Юные герои повести - это поколение, оказавшееся на пороге взрослой жизни в канун Отечественной войны.          Начало сороковых. Ребята учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. В романе постоянно присутствует весь класс, с учителями, классным руководителем, директором школы, родителями. Класс самый обычный, самый типичный.  Такой, в каком учился в то время в Воронеже будущий писатель. Такой же... И все-таки не пропустим слова Васильева - «горестно знаменитый». Здесь не только художественная особенность повествования, но и ключ к объяснению стойкости на войне учеников 9-го «б». Полнокровно живут, любят,  дружат, борются за справедливость непохожие друг на друга Искра, Вика, Зиночка, Лена, Артем, Жорка и другие ребята. Писатель рассказал о своих сверстниках, школьниках предвоенного Воронежа… Мало их осталось в живых... А тогда они только вступали в жизнь, учились в школе на углу улиц Фридриха Энгельса и Комиссаржевской, гуляли в Парке культуры и отдыха, купались у Чернавского моста.

         Коллективный герой романа — весь класс. В таком классе могла учиться и быть таким же комсоргом, как Искра, Рита Осянина,  кружить головы всем мальчикам, как Зиночка, озорная Женька, вдохновенно читать стихи Блока Соня, как Вика – своего любимого Есенина. Здесь любая из них могла встретить свою первую любовь.

         Всё могло быть в этом классе, ученики которого только вступали в жизнь.

Не могло быть только одного: предательства, измены, низости и трусости. Никто не отступился от опального директора Николая Григорьевича, когда его чуть не сняли с работы, никто не отступился ни от Вики Люберецкой, ни от её арестованного отца. Одноклассники Вики уважали этого интеллигентного, умного человека, который успел дать почувствовать ребятам то, что не могли сделать другие взрослые: обаяние и силу культуры и знания. Именно они первыми не поверили, что он  - враг народа. Возможно, что первоначальный замысел решения судьбы Люберецкого был страшнее. В предвоенные годы  продолжались массовые репрессии работников именно такого уровня. Прямо  написать об этом Васильев, видимо, не захотел  (или не смог), ведь и без того повесть не публиковалась 12 лет (1972 – 1984).

 В страшные 30-е годы, когда и родные репрессированных, бывало, отказывались от такого родства, - от Вики, от её веры в невиновность отца не отказался никто из её товарищей. Поддержал Вику и директор школы Николай Григорьевич, сам едва уцелевший от репрессий, и родители многих ребят –  рабочие люди, честные труженики, настоящие матери и отцы.  

         Не предают тайну ночных походов Риты Галя и Женя в повести «А зори здесь тихие…», ни одна из девушек не струсила, когда выяснилось, что врагов не двое, а шестнадцать.  Дело не только в присяге. В критической ситуации раненый Васков приказывает Рите и Жене пробиваться к своим, и это единственный его приказ, который остаётся невыполненным. Предавать, отступать нельзя!

         Этому учила молодых людей вся их предвоенная жизнь, те прекрасные,  честные люди, которые встретились им в юности:  отец Жени, мама Искры, директор Николай Григорьевич, отец Вики, родители одноклассников Вики и Искры, Федот Васков… Ребята выросли достойными родителей.

Б. Васильев учит всеми своими книгами, а романом «Завтра была» война» в особенности, разбираться в людях глубже. Будущий Герой Советского Союза Жора Ландыс,   заядлый филателист, книжник, конькобежец, мечтатель,  был  меньше других похож на героя. У него возникли личные счеты к фашизму, потому что фашизм был против человеческой совести и сердечного тепла, света и человеколюбия, а герой без них не мыслил своего существования. Так и у других девятиклассников возникала непримиримая вражда ко всему, что нес фашизм со своим «новым порядком». Отсюда — их честнейшее поведение на фронте. Да, большинство из них погибло в огне Великой Отечественной, потому что они в любом деле, в любые минуты жизни не умели прятаться за чужие спины.

Они уверенно шли в бой, потому что боролись за постоянные, высшие, истинно человеческие ценности. Артема выгоняли из школы за честность и принципиальность, за то, что не хотел кривить душой. И, конечно, восстанавливали, потому что было кому защитить его — тому же любимому директору школы. Так мог ли такой бескомпромиссный человек искать легких путей на фронте? Он взорвал себя вместе с мостом, потому что иначе поступить не мог...

Борис Васильев — художник трагического видения мира, он выбирает ситуации экстремальные, порой жестокие, пишет о чужих страданиях сквозь собственную боль, оплакивая невидимыми нам сле­зами гибель близких людей, которые становятся для нас столь же родными. Погибают Вика и её одноклассники. Погибают девочки из «Зорь...», погибают вроде бы нелепо, а на самом деле неизбежно и героически, потому что война права на выбор не давала. Но всякий раз, когда  думаешь об этих рано прервавшихся судьбах, сердцем отказываешься принять смерть...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Писатель-фронтовик Б.Л.Васильев написал  о том, как формировалось поколение победителей фашизма. О том, почему наша победа была неизбежной. О том, какие уроки, какой опыт передали всем последующим поколениям юноши и девушки, шагнувшие из школ в войну в 1941 году.

Эти потрясающие своей простотой и правдивостью повести рассказывают о самом трудном и прекрасном времени в нашей жизни — о юности. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

Эта повести и сейчас волнуют до глубины души. Они читаются на одном дыхании и оставляют в душе неизгладимый след. Именно сейчас, когда искажаются многие исторические факты, сознательно преуменьшается роль России в важнейших исторических событиях мирового масштаба, книги Б.Л. Васильева способствуют воспитанию у молодёжи исторической и нравственной памяти.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Васильев Б.Л.  Избранные произведения. В 2-х т. Т.I. М., «Художественная  литература», 1988

2.     Борисова И. Напоминание.— Новый мир, 1969, № 12.

3.     Жуков Д. Старшина Васков и Россия. — Молодая гвардия, 1970, № 7.

4.     Бартковская А. Нравственная сила добра. (О творчестве Б. Васильева.) — Литература в школе, 1971, № 1.

5.     Васильев Б. «Было или не было?» (Запись Н. Железновой.) — Литературное обозрение, 1973, № 3.

6.     Тесемницина М. С. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...» на уроках внеклассного чтения. — Литература в школе, 1974, № 1.

7.     Васильев Б. Тема должна быть больше сюжета. ( Беседа с писателем.  Записал И. Окунев.) — В мире книг, 1979,- № 5.

8.     Васильев Б. Долг чести. — Театр, 1980, № 2.

9.     Юдин В. Если в разведку -  то с ним! – Подъём, 1985, №1.

10. Юдин В. Поколение победителей. – Подъём, 1985, №6.

11. Дементьев А. Пути доброты. -  Б.Л. Васильев. Избранные произведения. В 2-х т. Т.I. М., «Художественная  литература», 1988

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья по творчеству Б.Васильева "Это ты, наша молодость""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Война настолько глубоко вошла в души тех, кто вернулся, что потребова­лось время, чтобы отойти от нее, многое переосмыслить и вновь вернуться к ней. Чтобы ничто не забылось и никто не ушел из памяти.

 

           Великая Отечественная война 1941-1945 годов знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв. Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать семь миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать семь миллионов! Целая страна погибших. Смерть многих из них вошла в историю, чтобы быть примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свои повести «А зори здесь тихие...» и "Завтра была война" Б. Васильев. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 550
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Муравьёва Галина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Муравьёва Галина Леонидовна
    Муравьёва Галина Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7389
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе