Роль педагога в процессе модернизации системы образования.
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который
позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века.
Премьер-министр
РФ Д.А. Медведев
Процесс
развития России связан с развитием информационно-коммуникационных технологий, которые
проникают во все сферы нашей жизни. В первую очередь это дало возможность
появлению информатизации в образовании. Начался процесс модернизации всей
системы образования в целом. Все эти изменения требуют создание новых технологий
и создание новых подходов не только в сфере политики, культуры, но и в
системе образования. Информатизация образования рассматривается как новая
стратегическая задача в развитии цивилизации [1, 2].
«Образование
для XXI века призвано
быть образованием для всех»[3]. На новом этапе меняются приоритеты развития
системы образования. Очень важно научиться пользоваться всеми новыми
технологиями [4]. В быстро меняющемся мире возникает необходимость в изучении
новых технологий. На первый план выходит подготовка ученика, способного жить,
плодотворно работать и адаптироваться в быстро развивающемся информационном
мире. Изменились требования к выпускнику школы и педагогу. Образование
направленно не столько на передачу конкретных знаний, сколько на обеспечение
условий самореализации, профилизацию учащегося и педагога. Перед школой
ставятся новые задачи по подготовке выпускника, способного принимать
самостоятельные решения, используя накопленные знания. В течение нескольких лет
образование будет переходить на новый государственный образовательный стандарт,
меняя приоритеты. Для реализации этой цели необходимо внести изменения не
только в управленческую структуру школы, но и заинтересовать педагогический
коллектив для внесения новшеств.
Особое
место в этом процессе занимают информационно-коммуникационные технологии. Умение
правильно использовать в повседневной жизни новые технологии является
отражением социального заказа. «Дети, переступившие порог школы …в будущем
должны стать гражданами информационного общества» [5]. Проблема внедрения в
современную систему обучения информационно-коммуникационных технологий не
теряет своей актуальности, прежде всего, потому, что практика и работодатели не
снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Работа,
которая ведётся в школе, направлена на развитие нового поколения, способного
легко адаптироваться в новом информационном мире. Многолетняя практика
свидетельствует о том, что обучение с помощью традиционных технологий не
позволяет развить в полной мере ключевые, базовые компетентности по конкретной
учебной дисциплине, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса [1].
Сегодня основой
развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят
информационно-коммуникационные технологии. В России, как и в других странах
мирового сообщества, большое внимание уделяется вопросам информатизации
образования, которая является важной стратегической задачей развития
цивилизации.
Национальный
проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений выделил
информатизацию образования. В рамках проекта большинство образовательных
учреждений оснащены современной компьютерной техникой с доступом в Интернет, сетевым
и мультимедийным оборудованием. Возникает
необходимость в качественно иной подготовке педагога – педагога компетентного, сочетающего
фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и
практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению
образовательных проблем. В новых условиях новые требования к
компетентности педагога выявляют необходимость профессионального использования
информационно-коммуникационных технологий в его деятельности. При этом
прохождение курсовой подготовки через каждые 3 года не позволяет педагогу
своевременно перестраивать свою работу соответственно изменениям, что, в свою
очередь, снижает готовность педагога к инновационной деятельности. В связи с
этим, появляется проблема организации системы повышения квалификации, позволяющей
сделать процесс освоения педагогами новых информационно-коммуникационных
технологий непрерывным.
А.В. Смирнов в
своих исследованиях говорит о том, что информационные средства используются для
самообразования и переобучения [6]. Об этом же писал и Е.В. Данильчук, говоря о
том, что принципиальное значение имеет образование,
ориентиры и приоритеты которого меняются в новых информационных условиях [7]. Все
новые информационные условия меняют и образовательный процесс. На новом этапе
развития системы образования школа должна работать системно, как цельный
организм. Отношения между управляющей и управляемой системами должны быть направлены на создание
условий для успешного внедрения педагогами информационно-коммуникационных
технологий.
В
школе в условиях решения стратегических задач происходит подготовка не только
выпускников, но и педагогического коллектива. Важными качествами педагога
становятся способность подходить к вопросам творчески, находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение
всей жизни [9].
Новая
система образования создает условия для непрерывного образования человека на
протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных и
дополнительных образовательных программ, предоставления возможности
одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета
имеющегося образования, квалификаций, при получении образования последующих
уровней [8].
Необходимо
подготовить педагога, сочетающего фундаментальность знаний с инновационностью
и исследовательским подходом. Инновационная деятельность учителей – основа
развития образовательного учреждения [8]. Инновационная деятельность
ориентирована на совершенствование научно-педагогического,
учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического,
кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [10]. Данная деятельность
осуществляется в форме инновационных программ (проектов) и регламентируется
новым Законом об образовании. В нём определяются права
органов, осуществляющих управление в сфере образования по созданию условий
реализации инновационных образовательных проектов (программ).
При реализации
инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и
законных интересов участников образовательных отношений, предоставление
образования, уровень и качество которого, не может быть ниже требований,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или
федеральных государственных требований, образовательных стандартов или
требований, устанавливаемых учреждением.
В связи с
быстрыми изменениями в развитии информационного пространства возникает
необходимость поддержки педагогического коллектива. Все
эти изменения говорят, что необходима поддержка педагогического коллектива
школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий. Поддержка – процесс информационного обеспечения,
ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными
объектами [11,12]. Применяется при подготовке и реализации управленческих
решений. Только в этом случае информационно-коммуникационных технологий успешно
будут использоваться всеми участниками образовательного процесса.
Список литературы:
1.
Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный ресурс]// Режим
доступа: http:www/mon/gov/ru//pres/news/5233 , свободный.-Загл. с экрана
2.
Программа развития школы МБОУ СОШ № 48
г.Ярославль [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://school48.edu.yar.ru/prilozheniya/publichniy_otchet.html,
свободный.-Загл. с экрана
3.
Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура [текст]/Ю.С.
Зубов//Проблемы информационной культуры: сборник статей.-М.: 1994. С.6-11
4.
Медведев и Миклушевский призвали учителей осваивать новые
технологии [электронный ресурс]// Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/6606/257/,
свободный.-Загл. с экрана
5.
Булин-Соколова, Е.И. Формирование ИКТ-компетентности младших
школьников [текст]/ Е.И. Булин-Соколова, Т.А.Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н.
Хохлова. - М.: Просвещение, 2012. -128с.
6.
Стариков, С.А. Информационные и коммуникационные технологии в
системе образования [текст]/ С. А. Стариков // Образование и наука: известия УО
РАО, 2009.-10. С.94-101.
7.
Данильчук, Е.В. Информационная культура педагога: методические
предпосылки и сущностные характеристики [текст]/ Е.В.Данильчук// Педагогика, 2003.-1.
С.65-73.
8.
Лазарев, В.С. Мотивация учителей к инновациям [текст]/ В. С.
Лазарев // Управление образованием, 2012.-5. С.30-38.
9.
Дмитриев, И.В. Формирование успешной личности в условиях
ИТ-пространства ОЦ "Школьный университет" [текст]/ И. В. Дмитриев//
Вестник образования, 2007.-12. С.43-62.
10.
Закон об образовании № 69 от 12.11.2012 // Российская газета.
2012. - 29 декабря (№ 166).
11.
Осмоловская, И.М. Проблемы использования
информационно-компьютерных технологий [текст]/ И. М. Осмоловская, О. Б.
Репина// Директор школы, 2009.-8. С.50-56.
12.
Рубашкин, Д.Д. Информатизация образования и формирование учебной
среды школы: новые квалификации учителя [текст]/ Д. Д. Рубашкин// Вопросы
образования, 2010.-4. С.85-100.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.