Главная / Директору-завучу / Статья по теме "Предметные недели как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся"

Статья по теме "Предметные недели как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Предметные недели, как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся начального профессионального образования.

Авторы:   Чухина О.В., Почётный работник начального профессионального образования РФ, заведующая учебной частью ГОУ НПО ЯО профессионального училища №20 г.Рыбинска Ярославской области

                        

      В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику сегодня требуется развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование надпрофессиональных образовательных компетенций учащихся. В то же время в начальное профессиональное образование приходят ученики с целью получить определённую рабочую профессию, испытывющие затруднения в школе по тем или другим общеобразовательным предметам, зачастую со слабо сформированными общеучебными навыками.

 Перед педагогами нашего профессионального училища  остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения профессии, предмету и внеурочной работы, которые позволят вовлечь ученика в учебный процесс, показать ему значимость общеобразовательной подготовки при обучении профессии, а в итоге - выпускнику  получить систему знаний соответствующую современным  требованиям.

            Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество теоретических и практических занятий будет подкрепляться хорошо организованной внеурочной работой по предметам.
Внеурочная учебная работа учащихся  дополняет их деятельность на занятиях, отличается большей самостоятельностью и творчеством.
При этом стоит помнить о том, что внеурочные учебные занятия учащихся, как педагогическая проблема, имеет разные аспекты: организационный, методический и воспитательный. Первый из выделенных аспектов заключается в том, что всегда требуется определенная организация работы учителя и самого ученика. Методический аспект состоит в том, что в процессе подготовки и выполнения заданий необходимо овладевать методами наиболее эффективной организации самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и специфики предмета равнозначно как учителю, так и ученику. Воспитательный аспект основан на огромном значении примера в организации внеклассной работы, который дает учитель ученику.

         В нашем училище создана система проведения предметных недель, планирование которых и подготовка к ним начинается задолго до начала учебного года. Основными целями являются: углубление знаний по отдельным курсам естественно-математических, общественно-гуманитарных или специальных дисциплин, развитие умений учащихся реализовывать полученные знания в практической деятельности, воспитание самоорганизации, творческого подхода и коммуникабельности. Тематика таких недель разнообразна: «Не даром помнит вся Россия...» (общественно-гуманитарных дисциплин, посвящённая 200-летию Бородинской битвы 1812 года), «От великого до смешного один шаг...» (естественно-математических дисциплин), «Здоровье в наших руках» (неделя химии, биологии и информатики). В организационный комитет по подготовке входят члены администрации, педагоги, заведующая библиотекой, социальный педагог и наиболее активные учащиеся 1-3 курсов.

            Смена форм и видов учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося.Эффективно и интересно проводятся  олимпиады по предметам, литературно-математический час «Омар Хайям – математик и поэт», химический салон красоты, конкурс видеороликов по информатике «Моя профессия». В рамках недели гуманитарных дисциплин традиционно проводится литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству известных поэтов и писателей, видеоэкскурсии по англоязычным странам.

 Ничто не увлекает так, как игра, поэтому учебным играм мы отводим особое место. Это физический турнир, познавательно-развлекательный марафон по информатике, различные викторины, игра  «Звёздный час», конкурс «Мисс-Математика 2012», «Поле чудес», «Смак по-английски» и т.д. Обязательным условием является профессиональная направленность проводимых мероприятий, реализация межпредметных связей. Очень интересно и разнообразно проводятся недели по профессиям «Повар, кондитер» - «Мир вкуса и фантазии»; «Парикмахер» - тема «Расчёска рисует фантазии снов»; «Продавец, контролёр-кассир» и «Контролёр сберегательного банка», в рамках которых проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи с работодателями, конференции, выставки, конкурсы проектов и презентации. С целью просветительской и профориентационной работы приглашаем на наиболее зрелищные и познавательные мероприятия учащихся близлежащих школ и социально-реабилитационного центра «Свеча».

Принять посильное участие во всех этих мероприятиях может каждый и не только в качестве игрока или участника, можно помочь оформить плакат или зал, организовать группу поддержки, подобрать музыку. Каждому можно найти дело по душе и способностям. Формы внеклассной учебной работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Именно  групповые задания позволяют развивать навыки взаимодействия, делового общения, а следовательно и социальных компетенций. 

Важное значение в формировании надпрофессиональных компетенций учащихся в рамках организации внеурочных занятий имеет контроль и рефлексия. После каждого мероприятия подводятся итоги, поощряются победители и активные участники. Важно, чтобы в жюри были не только педагоги, но и однокурсники участников. Подвести итоги недели, выявить положительные и слабые стороны позволяет анкетирование. Неудивительно, что в новой обстановке раскрываются многие ученики, удивляя наставников своими скрытыми талантами. А похвала и поощрение являются лучшей мотивацией к учебной деятельности. Лучшие моменты предметных недель нашли своё отражение в фильме «Предметные недели в профессиональном училище №20». Методическая копилка училища продолжает пополняться новыми проектами, а портфолио учащихся – творческими работами, грамотами и сертификатами, что позволяет проследить их развитие от первого курса до третьего.  Большой вклад в организацию внеурочной работы вносят методические комиссии училища под руководством методистов Румянцевой Н.В., Незнаевой Л.Б., Чирковой Л.Н.

         Системная внеклассная работа по предметам позволяет командам и отдельным учащимся училища успешно выступать на различных городских и региональных конкурсах, смотрах и олимпиадах:

- 2 место в региональном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся профессиональных училищ по профессии «Повар» заняла Анфёрова А. (мастер п/о Браун О.А., преподаватель Чиркова Л.Н.);

- 1 место в районном конкурсе по краеведению заняла Каргополова  Ю. (преподаватель Румянцева Н.В.);

- 2 место в городской олимпиаде по математике среди учащихся профессиональных училищ заняла Соловьёва Е. (преподаватель Борисова Т.В.);

- 3 место в городском конкурсе «Я и мои права» заняла команда училища (преподаватели Долбусина Т.Ю., Румянцева Н.В.).

Так же дипломами отмечены участники конкурса творческих работ «Хрустальная свирель» (преподаватель Перова Ю.В.), участница IV международного конкурса «Математика и проектирование» Рязанова Е. (преподаватель Чухина О.В.), участники городской выставки детского технического творчества «От замысла к изобретению» и т.д.

С 2013 года наше училище является экспериментальной площадкой по созданию и внедрению информационной системы содействия трудоустройству выпускников, вкоторой нашли своё применение электронные портфолио учащихся.

 Таким образом, внеурочная работа по предметам выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции и является неотъемлемой частью образовательного процесса в учебном заведении.
Сегодня педагог перестает быть единственным источником информации,  становится координатором поиска и анализа информации из различных источников, а учащийся является полноправным субъектом образовательного процесса, его компетентным участником, его учебная деятельность не ограничивается только рамками урока и носит комплексный, практикоориентированный характер, способствует его творческому совершенствованию и реализации.

 

Статья по теме "Предметные недели как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся"
Скачать материал
  • Директору-завучу
Описание:

В данной статье обозначены основные цели проведения предметных недель в профессиональном образовательном учреждении, представлен многолетний опыт подготовки и проведения внеурочной работы по предметам, а так же её результативность. В настоящее время перед педагогическими коллективами остро стоит проблема повышения эффективности обучения, подготовки выпускников, компетенции которых соответствуют современным требованиям. Для этого высокое качество теоретических и практических занятий должно быть подкреплено хорошо организованной внеурочной работой по предметам.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Чухина Ольга Владимировна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 650
Номер материала 7981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы