Предметные
недели, как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся
начального профессионального образования.
Авторы: Чухина
О.В., Почётный работник начального профессионального образования РФ, заведующая
учебной частью ГОУ НПО ЯО профессионального училища №20 г.Рыбинска Ярославской
области
В
Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен
переход к новым образовательным стандартам. Вместо простой передачи знаний,
умений и навыков от учителя к ученику сегодня требуется развитие способности
учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными
источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное
мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач
образования является формирование надпрофессиональных образовательных
компетенций учащихся. В то же время в начальное профессиональное образование
приходят ученики с целью получить определённую рабочую профессию, испытывющие
затруднения в школе по тем или другим общеобразовательным предметам, зачастую
со слабо сформированными общеучебными навыками.
Перед педагогами нашего профессионального
училища остро стоит проблема необходимости использования таких моделей
обучения профессии, предмету и внеурочной работы, которые позволят вовлечь
ученика в учебный процесс, показать ему значимость общеобразовательной
подготовки при обучении профессии, а в итоге - выпускнику получить
систему знаний соответствующую современным требованиям.
Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при
условии, если высокое качество теоретических и практических занятий будет
подкрепляться хорошо организованной внеурочной работой по предметам.
Внеурочная учебная работа учащихся дополняет их деятельность на
занятиях, отличается большей самостоятельностью и творчеством.
При этом стоит помнить о том, что внеурочные учебные занятия учащихся, как
педагогическая проблема, имеет разные аспекты: организационный, методический и
воспитательный. Первый из выделенных аспектов заключается в том, что всегда
требуется определенная организация работы учителя и самого ученика.
Методический аспект состоит в том, что в процессе подготовки и выполнения
заданий необходимо овладевать методами наиболее эффективной организации
самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и специфики
предмета равнозначно как учителю, так и ученику. Воспитательный аспект основан
на огромном значении примера в организации внеклассной работы, который дает
учитель ученику.
В нашем училище создана система проведения предметных недель, планирование
которых и подготовка к ним начинается задолго до начала учебного года.
Основными целями являются: углубление знаний по отдельным курсам
естественно-математических, общественно-гуманитарных или специальных дисциплин,
развитие умений учащихся реализовывать полученные знания в практической
деятельности, воспитание самоорганизации, творческого подхода и
коммуникабельности. Тематика таких недель разнообразна: «Не даром помнит вся
Россия...» (общественно-гуманитарных дисциплин, посвящённая 200-летию
Бородинской битвы 1812 года), «От великого до смешного один шаг...»
(естественно-математических дисциплин), «Здоровье в наших руках» (неделя химии,
биологии и информатики). В организационный комитет по подготовке входят члены
администрации, педагоги, заведующая библиотекой, социальный педагог и наиболее
активные учащиеся 1-3 курсов.
Смена форм и видов учебной деятельности рассматривается как один из факторов
развития компетентности учащегося.Эффективно и интересно проводятся
олимпиады по предметам, литературно-математический час «Омар Хайям –
математик и поэт», химический салон красоты, конкурс видеороликов по
информатике «Моя профессия». В рамках недели гуманитарных дисциплин традиционно
проводится литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству известных
поэтов и писателей, видеоэкскурсии по англоязычным странам.
Ничто не увлекает так, как
игра, поэтому учебным играм мы отводим особое место. Это физический турнир,
познавательно-развлекательный марафон по информатике, различные викторины, игра
«Звёздный час», конкурс «Мисс-Математика 2012», «Поле чудес», «Смак
по-английски» и т.д. Обязательным условием является профессиональная
направленность проводимых мероприятий, реализация межпредметных связей. Очень
интересно и разнообразно проводятся недели по профессиям «Повар, кондитер» -
«Мир вкуса и фантазии»; «Парикмахер» - тема «Расчёска рисует фантазии снов»;
«Продавец, контролёр-кассир» и «Контролёр сберегательного банка», в рамках
которых проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи с
работодателями, конференции, выставки, конкурсы проектов и презентации. С целью
просветительской и профориентационной работы приглашаем на наиболее зрелищные и
познавательные мероприятия учащихся близлежащих школ и социально-реабилитационного
центра «Свеча».
Принять посильное участие во всех
этих мероприятиях может каждый и не только в качестве игрока или участника,
можно помочь оформить плакат или зал, организовать группу поддержки, подобрать
музыку. Каждому можно найти дело по душе и способностям. Формы внеклассной
учебной работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Именно
групповые задания позволяют развивать навыки взаимодействия, делового
общения, а следовательно и социальных компетенций.
Важное значение в формировании
надпрофессиональных компетенций учащихся в рамках организации внеурочных
занятий имеет контроль и рефлексия. После каждого мероприятия подводятся итоги,
поощряются победители и активные участники. Важно, чтобы в жюри были не только
педагоги, но и однокурсники участников. Подвести итоги недели, выявить
положительные и слабые стороны позволяет анкетирование. Неудивительно, что в
новой обстановке раскрываются многие ученики, удивляя наставников своими
скрытыми талантами. А похвала и поощрение являются лучшей мотивацией к учебной
деятельности. Лучшие моменты предметных недель нашли своё отражение в фильме
«Предметные недели в профессиональном училище №20». Методическая копилка
училища продолжает пополняться новыми проектами, а портфолио учащихся –
творческими работами, грамотами и сертификатами, что позволяет проследить их
развитие от первого курса до третьего. Большой вклад в организацию
внеурочной работы вносят методические комиссии училища под руководством
методистов Румянцевой Н.В., Незнаевой Л.Б., Чирковой Л.Н.
Системная внеклассная работа по предметам позволяет командам и отдельным
учащимся училища успешно выступать на различных городских и региональных
конкурсах, смотрах и олимпиадах:
- 2 место в региональном конкурсе
профессионального мастерства среди учащихся профессиональных училищ по
профессии «Повар» заняла Анфёрова А. (мастер п/о Браун О.А., преподаватель
Чиркова Л.Н.);
- 1 место в районном конкурсе по
краеведению заняла Каргополова Ю. (преподаватель Румянцева Н.В.);
- 2 место в городской олимпиаде по
математике среди учащихся профессиональных училищ заняла Соловьёва Е.
(преподаватель Борисова Т.В.);
- 3 место в городском конкурсе «Я и
мои права» заняла команда училища (преподаватели Долбусина Т.Ю., Румянцева
Н.В.).
Так же дипломами отмечены участники
конкурса творческих работ «Хрустальная свирель» (преподаватель Перова Ю.В.),
участница IV международного конкурса «Математика и проектирование» Рязанова Е.
(преподаватель Чухина О.В.), участники городской выставки детского технического
творчества «От замысла к изобретению» и т.д.
С 2013 года наше училище является
экспериментальной площадкой по созданию и внедрению информационной системы
содействия трудоустройству выпускников, вкоторой нашли своё применение
электронные портфолио учащихся.
Таким образом, внеурочная
работа по предметам выполняет образовательную, развивающую и воспитательную
функции и является неотъемлемой частью образовательного процесса в учебном
заведении.
Сегодня педагог перестает быть единственным источником информации, становится
координатором поиска и анализа информации из различных источников, а учащийся
является полноправным субъектом образовательного процесса, его компетентным
участником, его учебная деятельность не ограничивается только рамками урока и
носит комплексный, практикоориентированный характер, способствует его
творческому совершенствованию и реализации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.