В.В. Лобанова
МБОУ Большетумановская ООШ
Формирование
ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС
Процесс информатизации нашего общества
стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к
информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных
технологий в школьном образовании очевидна.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни
современного человека. Основной задачей внедрения новых образовательных
стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных
действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых
инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Компьютерные
технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного
процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные
требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, ИКТ в том числе.
Конкретными результатами освоения данных
умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование
… средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска
(в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры». Это требует от учителя
владения информационными компетентностями. Учитель должен быть
квалифицированным пользователем ИКТ.
Владение ИКТ позволяет педагогу оставаться в актуальным
зоне научнотехнического прогресса, в условиях стремительной информационной
революции.
Повышение
ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и
облегчить его.
Какой он учитель, обладающий
ИКТ-компетентностью? Исследователи данной темы выделяют три уровня
ИКТ-компетентности учителя.
Низкий уровень: имеет некоторые
навыки выполнения различных задач и создания различных продуктов своей
деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий
(знание операционной системы (Windows, Linux), текстового редактора и
Интернет); может осуществлять в электронной (цифровой) форме
размещение и сохранение материалов образовательного
процесса.
Средний уровень: - умеет
выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с
помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ
Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного
обеспечения (СПО), Интернет); осуществлять в электронной (цифровой) форме
следующие виды деятельности: планирование учебной и внеурочной деятельности,
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, творческих результатов
младших школьников (портфолио), фиксацию хода образовательного процесса и
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Высокий уровень: - умеет выполнять различные задачи и
создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание
операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel,
Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет);
работы с растровыми и векторными изображениями, построение сайтов, работа в
сетевых сообществах); постоянно осуществляет в электронной (цифровой) форме
различные виды деятельности: планирование учебной и внеурочной
деятельности, размещение и сохранение материалов образовательного
процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио),
постоянно фиксирует ход образовательного процесса и результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования; умеет контролировать
доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным
ресурсам в сети ИнтернетБезусловно, использование учителем современных
интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению.
Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе
обучения разнообразные ресурсы сети Интернета, применять различные формы
обучения. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и
технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся.
Это и соответствует федеральным государственным образовательным
стандартам второго поколения и, несомненно, влияет на качество
образования.
Как же мы учителя начальной школы
используем информационно-коммуникационные технологии в своей
работе? Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в
начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных
требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на
уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.
При такой
организации работы:
1) здоровью учеников ничто не угрожает; 2) привлекается и
фокусируется внимание всей группы учащихся; 3) сохраняется возможность повтора
демонстрируемого материала. Мультимедийная презентация – способ предъявления
творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста
учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по
определённой лексико-грамматической теме.
Мы используем презентации на различных уроках. Особенно
удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с
творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового
материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения
материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными
возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами
необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. А
какие интересные и занимательные уроки технологии проходят с использованием
ИКТ. Если раньше уроки технологии вызывали трудность при подготовке,
организации урока, то с применением электронно-образовательных ресурсов эти
уроки одни из любимых у обучающихся.
Использование мультимедийных презентаций
обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и
лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов.
Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство
воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. То есть, обобщая,
преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Девяносто процентов всей информации об
окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у
современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика
для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин
ухудшения зрения является зрительное утомление.
Анимационная физминутка способна отвлечь
ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже
обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена
в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в
презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную
деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за
движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках мы использую
готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в
программе
PowerPoint
с музыкальным сопровождением.
Современный педагог сегодня – это не только
традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные
возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых
сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных
технологий, знающий педагогические технологии дистанционного
обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых
средств общения.
Литература.
1.
Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы
доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN2004 июнь 2004 г. - Ассоциация
RELARN . - Режим доступа:
http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html 2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты:
Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической
педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр "Эйдос". - Режим доступа:
www.eidos.ru/news/compet.htlm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.