Особенности
экологического воспитания и обучения школьников в условиях сельской школы
Школа XXI века — это, прежде
всего, постоянно развивающееся учебное заведение. Ключевой задачей современной
школы является не столько передача знаний «от корки до корки», сколько
воспитание достойного гражданина страны, обладающим чувством патриотизма, целым
багажом знаний, умений, навыков, нравственными, этическими и эстетическими
ценностями, моральными нормами общества, создание думающей, заинтересованной в
благополучии страны и родного края, личности.
Структуры
обучения и воспитания в городской и сельской школе отличаются кардинальным
образом. Сложности в организации воспитательной работы возникают, прежде всего,
из-за изолированности сел от культурных центров, относительной закрытости
социума и контактной зоны. Как правило, школа сосредотачивает в себе основные
культурные мероприятия всего населенного пункта.
При реализации
экологического воспитания и обучения школьников сельской школы следует
учитывать следующие особенности общества:
1. В малых
населенных пунктах жители особенно щепетильно относятся к своей самобытности,
внутреннему богатству людей, восхваляют чувства любви к Отчизне и окружающей
среде. В детях в таком социуме с раннего детства развивается почтение к обычаям,
к старшему поколению, к трудолюбивым людям.
2. В селе
прогрессирует народное творчество во всех своих проявлениях. Школа в таком
случае превращается в очаг культуры, приобретая большое значение для развития
внутреннего устройства местного населения.
3. Негативное
влияние оказывает информационная замкнутость: количество кружков, библиотек,
музеев, театров, даже телевизионных программ остается мизерным, что негативно
сказывается саморазвитии и самообразовании как учеников, так и преподавателей.
4. Не принять во
внимание факт консервативности социальной среды было бы упущением. Огромную
роль для школьников играют семья и односельчане.
5. Социализация
детей проходит среди малого количества жителей, что характеризуется
доскональным познанием этих людей. Как следствие — уход за младшим поколением и
поддержка старшего.
6. Изначально
багаж знаний ребенка беден, мировоззрение довольно узко. Чтобы поднять планку
уровня образования требуется увеличить интеллектуальный уровень взрослых и
укрепить значение СМИ.
7. Окружающая
среда родственна для жителей села, она — активная участница в жизнедеятельности
каждого проживающего в малом населенном пункте. Благодаря этому для школьников
свойственна готовность к восприятию экологической культуры.
Специфика
социальной и природной сред, бесспорно, играют ключевую роль в развитии
школьника. На современном этапе в сельской жизни почти не осталось народных
промыслов. Во многих поселках можно заметить исчезновение обычаев, ритуалов,
сельских праздников, теряются даже языковые особенности малых населенных
пунктов. Эти характерные черты находят отражение в структуре и содержании
воспитательного и образовательного процессов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.