Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Логопедия / Статья по коррекционной работе с детьми младшего возраста "Пальцы помогают говорить"

Статья по коррекционной работе с детьми младшего возраста "Пальцы помогают говорить"

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Пальцы помогают говорить.


Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

К примеру, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движение пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение не только площади двигательной проекции кисти руки, но и совершенствование речи у людей.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т.д. 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Многие приемы из наиболее простых оказались очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски газету - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, играть во вкладыши. Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами. Подойдут любые аналогичные игры.

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это застегивание пуговиц. Завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Можно изготовить игрушки такого типа: бабочку или птицу из однотонной толстой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон нужно укрепить так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

Даже если речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.


Пальчиковая гимнастика.


Пойка- напевайка

Десять птичек стайка

Эта птичка- соловей,

Эта птичка- воробей,

Эта птичка совушка- сонная головушка,

Эта птичка- свиристель,

Эта птичка- коростель,

Эта птичка- скворушка, серенькое перышко,

Это- зяблик, это- снегирь,

Это- развеселый чиж,

Ну а это злой орлан

Птички, птички- по домам.


Наши алые цветочки распустили лепесточки

Ветерок чуть дышит лепестки колышет.


Замок.

На двери висит замок

(ритмичные, быстрые соединения 2 рук в замок)

Кто открыть его бы мог?

Постучали,

(пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

Покрутили,

(движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

Потянули

(пальцы в «замке», руки тянуть в разные стороны)

И открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны)


Коза и козленок.

Идет коза рогатая,

(указательный палец и мизинец - вверх, остальные

прижаты к ладони, большой палец сверху)

Идет коза бодатая. (то же руку наклонить)

К ней козленочек бежит (указательный и мизинец согнуты)

Колокольчиком звенит

(пальцы соединены в щепотку, опущены в низ)





«Ежики»

(сначала по одному)

Спит - проснулся - потянулся - встал - побежал - вернулся - лег - свернулся - уснул.



Зайцы

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другою сосной Скачет зайка второй

указательный и средний пальцы правой руки

вверх, остальные выпрямлены и соединены

ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы

широко расставлены

то же с другой рукой

левая рука также как делала правая на первой

строчке




Цветок

Вырос высокий

цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки

руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести и легка округлить их

развести пальцы рук

ритмичные движения пальцами вместе -врозь

ладони опускаются вниз и тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести.


  • Логопедия
Описание:

По долгу своей работы мне нужно много и часто заниматься с детьми в плане развития речи. В наш дом ребёнка попадают разные дети. У многих из них речь либо не развита в силу очень раннего возраста, дети сами просто маленькие (некоторые поступают прямо из родильных домов), либо плохо развита.

Уже давно замечено, что есть взаимосвязь между развитием мелкой моторики руки и развитием речи. Поэтом в работе с детьми помимо артикуляционной гимнастики я обязательно применяю пальчиковую гимнастику. Детям очень нравится работать с пальчиками и произносить при этом забавные короткие и простые детские стишочки.

В предлагаемой статье я немного описываю практику своей работы с детьми. Очень хочется, чтобы детки могли говорить чисто, хорошо, правильно. В этом существенную помощь оказывает применение вкупе как артикуляционной, так и пальчиковой гимнастики.

Скачать материал
Автор Бекпаева Кульпаш Сагындыковна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 1361
Номер материала 4772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.