Пальцы помогают говорить.
Все
ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое
стимулирующее влияние функции руки.
К
примеру, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда
были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский
психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе
рук» для развития мышления и речи детей.
Движение
пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди
выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило
увеличение не только площади двигательной проекции кисти руки, но и
совершенствование речи у людей.
Примерно
таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев
рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование
речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений
пальцев.
В
возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец
другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется
теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания
становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов:
да-да-да, ба-ба-ба и т.д. 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя
пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за
развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается
произнесение первых слов.
На
протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере
совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
Работу
по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В
этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая,
в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения
пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и
сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
С
десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев
ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в
движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Многие
приемы из наиболее простых оказались очень эффективными. Например, можно давать
малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски газету - малыши
делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все
пальцы, и движения энергичны.
Можно
давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, играть
во вкладыши. Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при
этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя
пальцами. Подойдут любые аналогичные игры.
Начиная
с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на
развитие тонких движений пальцев. Это застегивание пуговиц. Завязывание и
развязывание узлов, шнуровка.
Можно
изготовить игрушки такого типа: бабочку или птицу из однотонной толстой ткани,-
получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.
Шнуровке
удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек;
ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают,
как шнуровать. Картон нужно укрепить так, чтобы малышу было удобно
манипулировать шнурком.
Очень
хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.
Даже
если речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него
тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите
особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут
вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.
Пальчиковая
гимнастика.
Пойка- напевайка
Десять птичек стайка
Эта птичка- соловей,
Эта птичка- воробей,
Эта птичка совушка-
сонная головушка,
Эта птичка-
свиристель,
Эта птичка-
коростель,
Эта птичка-
скворушка, серенькое перышко,
Это- зяблик, это-
снегирь,
Это- развеселый чиж,
Ну а это злой орлан
Птички, птички- по
домам.
Наши алые цветочки распустили лепесточки
Ветерок чуть дышит
лепестки колышет.
Замок.
На двери висит замок
(ритмичные, быстрые
соединения 2 рук в замок)
Кто открыть его бы
мог?
Постучали,
(пальцы
сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
Покрутили,
(движения
сцепленными пальцами от себя, к себе)
Потянули
(пальцы в «замке», руки тянуть в
разные стороны)
И
открыли!
(пальцы расцепить,
ладони в стороны)
Коза и козленок.
Идет
коза рогатая,
(указательный палец и
мизинец - вверх, остальные
прижаты к ладони,
большой палец сверху)
Идет коза бодатая. (то же руку наклонить)
К ней козленочек
бежит (указательный и мизинец согнуты)
Колокольчиком
звенит
(пальцы соединены в
щепотку, опущены в низ)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.