Главная / Начальные классы / Статья по формированию универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности

Статья по формированию универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потапова Н.А.,

учитель начальных классов

МБОУ лицей №5 г. Воронеж

На сегодняшний день одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Для выполнения данной задачи в своём классе я использую программу внеурочной деятельности «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО», которая имеет научно-познавательную направленность и реализуется во внеурочной деятельности на кружке моделирования «Геометрика». Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами; формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию; овладение навыками пространственного ориентирования; вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью; развитие воображения, умения фантазировать. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА МОДЕЛИРОВАНИЯ «ГЕОМЕТРИКА»

(в качестве креативного оформления работы использованы скриншоты из презентации для интерактивной доски Smart) .

Ход занятия.

  1. Теоретическая часть занятия с использованием практических заданий на развитие пространственного и логического мышления.

Учитель (У): - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы снова встречаемся с медвежонком Тико.

Формирование личностных УУД: умение связывать обучение с реальными жизненными целями и ситуациями.

hello_html_m342d1571.png

У: - Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда медвежонок Тико захотел отправиться? Что там будет происходить? А вы знаете символы зимней олимпиады? Они сегодня все у нас в гостях.

Ученики (у): отвечают на поставленные вопросы. (Демонстрируются Белый мишка, Леопард и Зайка).

У: - Медвежонок Тико очень

Хочет на олимпиаду в Сочи!

И мы тоже с вами, дети,

Полетаем на …(ракете). (Слайд 2)

Формирование личностных и регулятивных УУД: умение осознать, исследовать жизненную проблему, предложить пути её решения путём постановки целей.

hello_html_m274bf4c4.png


У: - А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько дней осталось до начала олимпиады? Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со своим другом уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям? Как нам помочь им побыстрее добраться в Сочи до начала олимпиады? У нас с вами есть замечательные конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого путешествия!

Формирование познавательных УУД: изучение разных геометрических фигур, их свойств.

У: - Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора мы могли бы собрать ракету?

у: - Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3).


hello_html_697fa212.png

У: - Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от прямоугольника? Что ещё заметили необычного?

у: - Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные, остроугольные.

У: - Выберите и покажите разные виды треугольников. Положите их перед собой. Можно ли из треугольников составить другие фигуры? Какие? Поработайте в парах и составьте эти фигуры. (Слайд 3)

у: работают в парах, составляют из треугольников другие фигуры.

У: - Проверьте, есть ли такие фигуры у вас? Отлично, молодцы!

у: сверяют свои работы с фигурами на слайде, оценивают правильность выполнения.


2. Практическая часть занятия (моделирование плоских фигур с опорой на схему).

Формирование регулятивных, коммуникативных УУД: умение планировать, корректировать, оценивать свою деятельность; умение договариваться со своими товарищами при возможной нехватке деталей к модели №2 .

У: - Фигуры мы отобрали, теперь мы можем приступить к строительству ракет? Сколько ракет нам необходимо построить? (Слайд 4)hello_html_m1baa2185.png

У: - Посмотрите, медвежонок Тико предлагает нам попробовать собрать такие модели. А выбрать, кто какую модель будет собирать, нам поможет «звёздное небо» (на доске на магнитах развешаны звёздочки, на обратной стороне которых написан номер модели ракеты).

у: учащиеся выходят к доске, выбирают звёздочку, смотрят, номер какой модели там написан, и индивидуально самостоятельно выполняют работу: собирают ту модель ракеты, которая им досталась с опорой на схему на слайде.

У: - Скажите, пожалуйста, модель под каким номером вы соберёте быстрее всего? Почему? А на какую модель уйдёт больше всего времени? Почему? Какой способ сборки самый рациональный?

у: учащиеся отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, из каких деталей собраны модели ракет, определяют самый рациональный способ сборки модели ракеты.

  1. Конструирование по собственному замыслу (моделирование объёмной фигуры).

У: - Ребята, у нас получилось много ракет, а нам нужно всего три, подумайте и предложите следующее задание.

у: - Объединить плоские модели и сделать одну объёмную модель ракеты. ( Учащиеся объединяются в группы по номеру той модели, которую они собирали индивидуально, получается три группы. Начинается работа в группах по сборке объёмных моделей ракет).

У: - Получились у нас теперь модели настоящей ракеты? Можем мы отправиться в путешествие? (Слайд 5).

Формирование регулятивных УУД: умение управлять познавательной и учебной деятельностью посредством прогнозирования.

hello_html_7a2b0aa.png

у: выходят три группы учащихся, каждая со своей моделью ракеты, внутрь которых помещаются фигурки животных – символов олимпиады, начинается «запуск» ракет!

У: - Начинаем обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один, пуск!!!

Физ. минутка. (под музыку):

У: - А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете!

На носочки поднимись,

Руки вверх, руки вниз,

Раз, два, три, четыре

Пусть летит ракета ввысь!!!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - программа, методический и дидактический материал для кружка моделирования «Геометрика».

Статья по формированию универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

На сегодняшний день одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является  развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Для выполнения данной задачи в своём классе я использую программу внеурочной деятельности «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО», которая имеет научно-познавательнуюнаправленностьи реализуется во внеурочной деятельности на кружке моделирования «Геометрика».  



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Потапова Наталья Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 31141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓