Роль
исследовательского подхода при подготовке учителей физики.
Рогожникова О.А.
ПГУ им. Т.Г.Шевченко,
физико-математический факультет,
старший преподаватель каф. ОФ и МПФ
В настоящее время важной задачей
образования является формирование специалистов, которые способны развивать
конкурентоспособную экономику страны и широко использовать наукоемкие
технологии на практике. Особое место в образовании занимает физика – без знаний
основ физики невозможно осознанно проводить различные технологические операции
на производстве, понимать сущность явлений, широко используемых в
профессиональной деятельности значительного числа специалистов.
Все это говорит о необходимости
формирования преподавателя физики нового типа, который обладает не только
фундаментальными знаниями, но и способен помочь учащемуся овладеть методами
научного поиска, научить его не только решать предложенные задачи, но и ставить
перед собой новые. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания
образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного
процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Основным результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений
и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в
интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и
прочих сферах. Важнейшей из ключевых компетенций считается исследовательская,
так как, по мнению В.И.Вернадского, через науку человек входит в мировую
культуру. [1. 2].
Исследовательская деятельность позволяет
решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное
содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.
В процессе формировании
исследовательских компетенций у учащегося развивается способность
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели
знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия
разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные
результаты и выявлять способы совершенствования действий
Согласно ФГОС высшего профессионального
образования бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое
образование» (Физика) должен решать следующие профессиональные задачи
в области научно-исследовательской деятельности (ФГОС ВПО 2010
г.):
- сбор, анализ, систематизация и использование информации
по актуальным проблемам науки и образования;
- разработка современных педагогических технологий с
учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и
развития личности;
- проведение экспериментов по использованию новых форм
учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.
При формировании исследовательской
компетентности происходит сознательное усвоение материала, более четкое
выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование
различных умений и навыков, обеспечение преемственности с другими учебными
дисциплинами.
В основе исследовательской
компетентности лежит понятие «умения» как готовность личности к определенным
действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся
знаний и навыков.
Умения всегда опираются на активную интеллектуальную
деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный
интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения. Активизация
интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в тот момент, когда
изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие
оперативного принятия разумных решений.
По причине ограниченного объема
часов для аудиторных занятий, выделенных в рамках учебного плана на обучение
физике в вузе в теории и методики обучения физике постоянно ведется поиск
методов организации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях,
которые бы способствовали более эффективному и ускоренному формированию
компетенций.
В процессе обучения физике такими
элементами учебной деятельности могут быть, как наблюдение явлений, проведение
опытов, выполнение лабораторных работ, решение задач, которые помогают
формированию определенного уровня компетенций. Применение эксперимента на
уроках физики способствует развитию исследовательской деятельности, творческих
способностей и мышления учащихся. Таким образом, исследование является
инструментом освоения действительности и может стать главной формой организации
обучения в сфере образования.
Из всего выше сказанного можно
сделать вывод, что к личности учителя-исследователя должны предъявляться очень
высокие требования, проявляющиеся в полной самоотдаче. Исследовательская
компетентность является педагогической ценностью. Она предполагает наличие у
учителя не только умений изучать действительность в её существенных связях и
отношениях, но и получать новые знания, реализовывать исследовательскую
деятельность. Исследовательская компетентность - это целостная, интегральная
характеристика личности будущего учителя, проявляющаяся в его готовности занять
активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как
её субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от
функционального к преобразующему.
Литература:
1.
Рындина Ю.В.
Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория./
Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 228-232.
2.
Обухов А.
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //
Народное образование, № 10, 1999 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.