Инфоурок Физика Другие методич. материалыСтатья по физике на тему "Исследовательская деятельность как одна из форм повышения качества подготовки учителей физики "

Статья по физике на тему "Исследовательская деятельность как одна из форм повышения качества подготовки учителей физики "

Скачать материал

Исследовательская деятельность как одна из форм

повышения качества подготовки учителей физики

Рогожникова О.А., Харатян В.Б.

ПГУ им. Т.Г. Шевченко, г Тирасполь

 

В современном мире перед вузом ставится задача выпустить квалифицированного конкурентоспособного, творчески мыслящего специалиста.  Выпускник должен быть способен к восприятию и генерированию новых идей, принятию нестандартных решений в сложных ситуациях, решению исследовательских задач не только в профессиональной деятельности, но и в жизненных ситуациях. Именно в  высшей школе завершается формирование мышления человека. Все вышеперечисленные факторы могут быть сформированы при использовании исследовательской деятельности в ходе подготовки студентов. 

Исследовательская деятельность студентов в вузе достаточно разнообразна, является обязательной. Ее основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. Организация исследовательской работы студентов может быть осуществлена при изучении дисциплин как общепрофессионального блока, так и специальных дисциплин.  Кроме этого в учебный план могут быть включены дополнительно факультативы в виде практикумов.

При подготовке учителей физики в  общепрофессиональных дисциплинах  исследовательская компетенция может формироваться  при:

- выполнении лабораторных  работ;

- написании рефератов;

- подготовке докладов;

- выполнении заданий, содержащих элементы научных исследований.

При изучении спецдисциплин выделяют следующие формы учебно-исследовательской работы:

- выполнение курсовых работ;

- выполнение конкретных  нетиповых заданий научно-исследовательского характера в ходе учебных и производственных практик;

- изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам спецдисциплин;

- выполнение выпускной квалификационной работы.

Данные формы обучения воспитывают познавательный интерес, формирует глубокие знания, развивают интеллект, создают положительные мотивации к обучению, формируют умения и навыки самообразования, развивают познавательную активность и самостоятельность.

В качестве примера рассмотрим физических практикум по «Оптике» в виде лабораторных работ. Актуальность выбора связана с  тем, что данный раздел физики тесно связан с развитием технологий, которые влияют на жизнь человека. Кроме того, на изучение этого раздела не только в школе, но и в вузе выделяется недостаточное количество часов.

В практикум входят три экспериментальные работы по изучению изображающих свойств планарного волновода, эффекта Тальбота,  создания и исследование радужных голограмм Бентона. Достижения, раскрываемые в предлагаемом физическом практикуме в настоящее время  широко используются в различных областях науки и техники. Каждая экспериментальная работа, входящая в практикум включает в себя ряд этапов, является небольшой научной работой и в дальнейшем может помочь студенту  в выполнении квалификационной работы.

На первом этапе студенты  самостоятельно должны ознакомиться с теорией, лежащей в основе оптического явления, рассматриваемого в работе. Для  этого часть материала изложено в методическом пособии  данного практикума, кроме этого  после каждой работы предложен список дополнительной литературы.

На втором этапе студент должен  изучить  методику исследования.

Третий этап – проведение самого эксперимента и анализ его результатов.

Четвертый этап – выводы по полученным данным.

Для оценки необходимости включения такого  практикума в учебный план было проведено анкетирование учителей физики (43 человека). По данным анкетирования 79% учителей считают, что материал, изучаемый в средней школе (раздел «Оптика») – плохо раскрывает современные научные достижения. Темы, предложенные в практикуме, по мнению учителей, в школьном курсе физики недостаточно раскрыты –  считают  35% учителей, рассмотрены в рамках общеобразовательного курса – 25,5%, вообще не рассматриваются – 39%.

Несмотря на это многие учителя используют в учебном процессе материал по данным темам: на уроках физики – 28%, на факультативах – 21%, во внеклассной работе – 25,5%, предлагают эти темы для дополнительного чтения – 25,5%. Это может быть  связано с тем, учащимся интересны данные вопросы. По данным анкетирования 25,5% учителей говорит о том, что учащиеся сами задают вопросы, связанные с волоконной оптикой, голографией и т.д.; у многих учащихся интерес проявляется только  после предварительной информации по данному вопросу (мнение 44%). 16%  учителей считает, что не все темы, связанные с разделом «Оптика» могут быть интересны ученикам. И всего 14% учителей ответили, что ученики об этом даже не спрашивают.

В заключение хотелось бы отметить, что данный практикум может быть включенным в учебный план для направления подготовки  «Педагогическое образование» профиль  «Физика» как факультатив, а также на курсах повышения квалификации учителей физики. Он поможет студентам получить более глубокие знания для дальнейшей профессиональной деятельности, будет способствовать развитию познавательного интереса  посредством самостоятельного изучения материала и может сформировать убежденность студентов в ценности научных знаний.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья по физике на тему "Исследовательская деятельность как одна из форм повышения качества подготовки учителей физики ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Исследовательская деятельность студентов в вузе достаточно разнообразна, является обязательной. Ее основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. Организация исследовательской работы студентов может быть осуществлена при изучении дисциплин как общепрофессионального блока, так и специальных дисциплин.  Кроме этого в учебный план могут быть включены дополнительно факультативы в виде практикумов.

При подготовке учителей физики в  общепрофессиональных дисциплинах  исследовательская компетенция может формироваться  при:

- выполнении лабораторных  работ;

- написании рефератов;

- подготовке докладов;

- выполнении заданий, содержащих элементы научных исследований.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 073 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 358
    • DOCX 33.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рогожникова Олеся Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рогожникова Олеся Анатольевна
    Рогожникова Олеся Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 2849
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе