Исследовательская деятельность как одна из
форм
повышения качества подготовки учителей
физики
Рогожникова
О.А., Харатян В.Б.
ПГУ им. Т.Г.
Шевченко, г Тирасполь
В современном мире перед вузом ставится задача
выпустить квалифицированного конкурентоспособного, творчески мыслящего
специалиста. Выпускник должен быть способен к восприятию и генерированию новых
идей, принятию нестандартных решений в сложных ситуациях, решению
исследовательских задач не только в профессиональной деятельности, но и в
жизненных ситуациях. Именно в высшей школе завершается формирование мышления
человека. Все вышеперечисленные факторы могут быть сформированы при
использовании исследовательской деятельности в ходе подготовки студентов.
Исследовательская деятельность студентов в вузе
достаточно разнообразна, является обязательной. Ее основные этапы
регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. Организация
исследовательской работы студентов может быть осуществлена при изучении
дисциплин как общепрофессионального блока, так и специальных дисциплин. Кроме
этого в учебный план могут быть включены дополнительно факультативы в виде
практикумов.
При подготовке учителей физики в общепрофессиональных
дисциплинах исследовательская компетенция может формироваться при:
- выполнении лабораторных работ;
- написании рефератов;
- подготовке докладов;
- выполнении заданий, содержащих элементы научных
исследований.
При изучении спецдисциплин выделяют следующие формы
учебно-исследовательской работы:
- выполнение курсовых работ;
- выполнение конкретных нетиповых заданий
научно-исследовательского характера в ходе учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки,
организации выполнения научных исследований по курсам спецдисциплин;
- выполнение выпускной квалификационной работы.
Данные формы обучения воспитывают познавательный
интерес, формирует глубокие знания, развивают интеллект, создают положительные
мотивации к обучению, формируют умения и навыки самообразования, развивают
познавательную активность и самостоятельность.
В качестве примера рассмотрим физических практикум по
«Оптике» в виде лабораторных работ. Актуальность выбора связана с тем, что данный
раздел физики тесно связан с развитием технологий, которые влияют на жизнь
человека. Кроме того, на изучение этого раздела не только в школе, но и в вузе
выделяется недостаточное количество часов.
В практикум входят три экспериментальные работы по
изучению изображающих свойств планарного волновода, эффекта Тальбота, создания
и исследование радужных голограмм Бентона. Достижения, раскрываемые в
предлагаемом физическом практикуме в настоящее время широко используются в
различных областях науки и техники. Каждая экспериментальная работа, входящая в
практикум включает в себя ряд этапов, является небольшой научной работой и в
дальнейшем может помочь студенту в выполнении квалификационной работы.
На первом этапе студенты самостоятельно должны ознакомиться
с теорией, лежащей в основе оптического явления, рассматриваемого в работе.
Для этого часть материала изложено в методическом пособии данного практикума,
кроме этого после каждой работы предложен список дополнительной литературы.
На втором этапе студент должен изучить методику
исследования.
Третий этап – проведение самого эксперимента и анализ
его результатов.
Четвертый этап – выводы по полученным данным.
Для оценки необходимости включения такого практикума
в учебный план было проведено анкетирование учителей физики (43 человека). По
данным анкетирования 79% учителей считают, что материал, изучаемый в средней
школе (раздел «Оптика») – плохо раскрывает современные научные достижения. Темы,
предложенные в практикуме, по мнению учителей, в школьном курсе физики
недостаточно раскрыты – считают 35% учителей, рассмотрены в рамках общеобразовательного
курса – 25,5%, вообще не рассматриваются – 39%.
Несмотря на это многие учителя используют в учебном
процессе материал по данным темам: на уроках физики – 28%, на факультативах –
21%, во внеклассной работе – 25,5%, предлагают эти темы для дополнительного
чтения – 25,5%. Это может быть связано с тем, учащимся интересны данные
вопросы. По данным анкетирования 25,5% учителей говорит о том, что учащиеся
сами задают вопросы, связанные с волоконной оптикой, голографией и т.д.; у
многих учащихся интерес проявляется только после предварительной информации по
данному вопросу (мнение 44%). 16% учителей считает, что не все темы, связанные
с разделом «Оптика» могут быть интересны ученикам. И всего 14% учителей
ответили, что ученики об этом даже не спрашивают.
В заключение хотелось бы отметить, что данный
практикум может быть включенным в учебный план для направления подготовки
«Педагогическое образование» профиль «Физика» как факультатив, а также на
курсах повышения квалификации учителей физики. Он поможет студентам получить
более глубокие знания для дальнейшей профессиональной деятельности, будет
способствовать развитию познавательного интереса посредством самостоятельного
изучения материала и может сформировать убежденность студентов в ценности научных
знаний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.