Интерактивное обучение в
преподавании физики и химии
Рогожникова О.А.(1), Терехова
В.А.(2)
(1) ПГУ им.
Т.Г.Шевченко, физико-математический факультет,
старший преподаватель каф. ОФ и МПФ
(2) ТТК, преподаватель
химии высшей квалификационной категории.
Новое качество образования определяется
результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого
педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается
успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным
в динамично меняющейся ситуации в государстве. Для этого недостаточно владеть
определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение
основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как
исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в
совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника.
Достижению такого качества образовательных услуг способствует
использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное
обучение.
Слово
“интерактив” происходит от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный,
“act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать
или находиться в режиме диалога. Интерактивное обучение — это, прежде всего,
диалоговое обучение, способность взаимодействовать
или находиться в режиме диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо
(человеком).
По сравнению с
традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие
педагога и обучающихся: активность преподавателя уступает место активности
студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
К
интерактивным методам обучения можно отнести следующие: дискуссия,
эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги,
метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение
видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные, интерактивные методы при
изучении естественнонаучных дисциплин.
Рассмотрим
диалоговое взаимодействие человека с человеком.
Дискуссия. Например, студентам предлагается
вопрос: От чего зависит растворимость в воде твердых, жидких и газообразных
веществ? Они начинают перечислять различные факторы, влияющие на растворимость.
Затем спрашиваем: А одинаково ли влияет какой либо из факторов на растворимость
твердых и газообразных веществ? И так завязывается дискуссия, в ходе которой
вырисовывается ответ на поставленный вопрос.
Эвристическая
беседа. Данный метод заключается в следующем: студентам предлагается ответить
на вопрос и обосновать свой ответ. Обучающиеся высказывают свое мнение,
завязывается беседа, возникают новые вопросы, в результате приходят к
правильному ответу на поставленный вопрос.
К
примеру, вопрос: Все ли вещества могут находиться во всех трех агрегатных
состояниях? Студенты отвечают. Затем обращается внимание студентов на такие
вещества как полиэтилен, крахмал, мел. Обучающиеся понимают – нет, не все
вещества на Земле могут находиться во всех трех агрегатных состояниях.
Возникает новый вопрос: почему?...
Метод «мозгового штурма». Данный метод направлен на
генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного
разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач.
Задание составляется таким образом, чтобы оно содержало профессионально значимый
или межпредметный вопрос.
На проведение «мозгового штурма»
выделяется несколько минут, в ходе которых студенты должны предложить варианты
ответов на поставленный вопрос. Примерами вопросов могут служить: что
такое жидкий кристалл? в чем заключается диффузия? что такое адсорбция? В
течение одной минуты студенты, например, на доске записывают варианты ответов.
По окончании «штурма» все предложенные идеи подвергаются анализу, в котором
участвует вся группа студентов. Обучающимся сообщается правильный ответ.
Практика показывает, что «Мозговой
штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности,
формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших
группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать
оппонентов.
Все
чаще в образовательный процесс проникают компьютерные технологии (жизнь
заставляет; вряд ли есть семья, у которой дома нет компьютера). Рассмотрим
диалоговое взаимодействие человека с компьютером.
Метод проектов применим при наличии
действительно значимой проблемы, для решения которой необходим
исследовательский поиск. Приобретенный обучающимися опыт практической
деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в
повседневной жизни, в быту, на производстве. Так, студентами ТТК при изучении физики
и химии были выполнены следующие проекты: «Молекулярная кухня: обыкновенное
чудо современной науки», «Майонез – знакомый незнакомец», «Пища богов –
шоколад», «Радуга чая», «Кофе – бодрящий напиток», «В пруду прописанное чудо»,
и другие.
Проектная деятельность
предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других
видов творческой деятельности. Роль педагога сводится к наблюдению,
консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае
необходимости.
Следует отметить, что в ходе
выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный
познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление
имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний, формируются
исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие,
умения и навыки работы в команде. Метод проектов тесно связан с исследовательской
деятельностью.
Исследовательский метод. Актуальной задачей в современных
условиях является формирование творческой личности, обладающей креативным
мышлением. В связи с этим всё более предпочтительным становится исследовательский метод, в котором от
обучающихся требуется максимум самостоятельности.
Так студентами техникума были
проведены следующие работы: «Физико-химические процессы, происходящие при
изготовлении теста», «Физико-химические свойства молока», «Физико-химические
свойства полимеров». Они выполнили при этом различные опыты, поставили
эксперименты, изучили литературу, посетили различные предприятия нашего города,
а затем оформили результаты работы и подготовили презентации.
Итогом исследовательской и
проектной деятельности является проведение в техникуме ежегодной студенческой
научно-практической конференции, на которой студенты представляют свою работу в
виде докладов с презентацией. С 2009 года студенты техникума коммерции
принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих
работ учащихся «Портфолио». Они и их руководители были награждены дипломами
фестиваля.
Исследовательская деятельность
позволяет сформировать умения творческой работы, самостоятельность при принятии
решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить,
диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать
и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Игровые методики. Использование разных типов игр –
деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит
разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование
положительной мотивации изучения дисциплин естественно-научного цикла,
стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе.
Исходя из нашего опыта, наиболее эффективнее
применять игровые методики на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела,
курса) обучения физики и химии. При этом происходит закрепление участниками
игры материала, формируются коммуникативные умения, способности применять
приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы. Примером
может служить игра «Самый умный по физике и химии». Сценарий этого мероприятия
также был отправлен на фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и был
удостоен диплома.
Групповая работа с иллюстративным
материалом
При изучении физики и химии
важными компонентами являются наглядность и доступность излагаемого материала.
В данном случае на помощь преподавателю приходят плакаты, макеты,
иллюстрированные атласы.
Например, для изучения физики
может быть использован иллюстрированный атлас Касьянова, в котором содержится не
только теоретический, но и богатый иллюстративный материал к каждой теме.
Электронное строение воды, различия структуры воды и льда также можно объяснить
с помощью иллюстративных схем.
Увеличить объем рассматриваемого
учебного материала на уроке можно с помощью электронных презентаций.
Обсуждение видеофильмов. Еще
более эффективным методом, чем предыдущий является применение видеоматериалов и
анимационных демонстраций. Они позволяют заглянуть вглубь материи, увидеть
невидимое, совершить путешествие к звездам, понять всю красоту мира и
вселенной. Кроме этого, не каждое учебное заведение имеет полный комплект
необходимого оборудования, химреактивов, приборов и материалов, не все опыты и
явления могут быть осуществлены на занятиях. В этом случае на помощь приходят
компьютерные технологии – модели данных явлений и опытов в виде анимации.
Такие методы повышают
познавательный интерес к физике и химии и уровень их усвоения, позволяют
увеличить время работы на уроке студентов, дают возможность работать каждому из
них. Таким образом, уровень индивидуализации обучения значительно возрастает.
В заключении хочется
отметить, что интерактивные
формы и приемы могут быть применимы на всех этапах урока, многие из них
универсальны, хорошо подходят для изучения материала как по физике, так и по
химии. Применение интерактивных форм обучения позволяет студентам приобретать
знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами
делают свой выбор, проявляют инициативу. При этом практически все обучающиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.