Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья опубликована на сайте https://drive.google.com/file/d/0B2b9nHYtvaiMbE1uSXZlLVpRM2M/edit?pli=1

Статья опубликована на сайте https://drive.google.com/file/d/0B2b9nHYtvaiMbE1uSXZlLVpRM2M/edit?pli=1

Скачать материал

Послесловие

 

Учимся видеть слушателей

 

К педагогам-музыкантам у меня сложилось особое мнение после непродолжительного директорства и непосредственного общения с ними. Но, любой опыт бесценен! И директорский опыт позволил мне глубже понять положительные и проблемные стороны дополнительного образования в целом, познакомиться и завязать партнерские отношения с директорами городских внешкольных организаций, которые поддерживаются и сегодня. Однако мое видение было ограничено рамками города. Работа в Институте позволила мне расширить свое представление о тех радостях и разочарованиях, с которыми сталкиваются внешкольные организации дополнительного образования нашей области.

В рамках курсов повышения квалификации, проводимых на базе Института, вместе со слушателями нам посчастливилось побывать в КГКП «Детская школа искусств г.Сарани», во главе которой стоит поражающая своей энергией, творческим подходом к любому делу, общественный деятель и просто высококультурный  человек – Кожухова Зауреш Алтынбековна. Во-первых, поразил тот факт, что в школе большой процент молодых преподавателей – выпускников этой же школы, которые после получения дипломов, вернулись в родные пенаты (и это на фоне всеобщего устаревания кадров!). Во-вторых, педагоги проводят реальную музыкально-просветительскую работу как внутри школы с приглашением, например, ветеранов, детей-инвалидов, так и за ее пределами, организуя шефские концерты в дошкольных организациях, на предприятиях, в воинской части. Итогом этой поездки стало обобщение опыта проведения воспитательной работы данной школы, создания презентации, с которой выступаю перед представителями эстетического направления дополнительного образования, слушателями курсов повышения квалификации, на различных мероприятиях, затрагивающих проблемы воспитания в целом и дополнительного образования в частности. Любой опыт бесценен!

Приглашение к сотрудничеству от Рахимова Абдрасила Нугмановича, позволило воочию убедиться в его отеческом отношении к педагогам КГКП «Детская школа искусств г.Каражал». Сколько энтузиазма в этом человеке! Он старается заразить им всех – и детей, и преподавателей, и родителей! Он все время в поиске – новых возможностей участия в различных творческих конкурсах для обучающихся, контактов с директорами-единомышленниками, методических и нотных новинок и т.д. Этот неуемный энтузиазм позволил Абдрасилу Нугмановичу организовать для преподавателей, занимающихся дополнительным образованием детей, курсы повышения квалификации на базе своей школы. С результатами деятельности которых познакомилась в ходе проведения конкурса «Лучший ученик», проводимого между общеобразовательными школами г.Каражал. По тому, что часть ребят представила свои художественные творения (работы в технике квилинг, картины), часть – музыкальные номера, невольно приходишь к выводу о том, что в число лучших входят дети, занимающиеся дополнительным образованием под руководством педагогов-профессионалов. Любой опыт бесценен!

Топар… Откровенно говоря (опять же издержки моего недолгого пребывания директором городской школы), не имела понятия о том, что в поселке (!) Топар функционирует КГКП «Школа искусств». Ухоженные помещения школы, замечательный коллектив, создание условий для творческого роста и преподавателей, и обучающихся – все создано и бережно поддерживается заботливыми руками директора Мурадовой Ольги Фахрадовны. Курсы повышения квалификации на базе этой школы в рамках оказания дополнительных образовательных услуг позволили мне непосредственно окунуться в творческую атмосферу. Итогом нашей совместной работы стал выпуск методических материалов преподавателей школы. Любой опыт бесценен!

Это вкратце об опыте, полученным мной в результате общения со слушателями курсов повышения квалификации «на местах». Намеренно не называю имена преподавателей, с которыми имела честь познакомиться в этих поездках. Они все разные, но их объединяет творчество, в котором они живут и которым щедро делятся со своими учениками! Любой опыт бесценен!

Немало положительного получено мной и в результате общения со слушателями курсов повышения квалификации, проводимых на базе Института. Моя цель – дать преподавателям-практикам не только новые знания, но и позволить им осознать значимость проводимой ими работы по повышению общего уровня культуры подрастающего человека, поделиться своим опытом, расширить свои знакомства среди коллег, в ходе проведения краткосрочных курсов с 13 января текущего года была реализована в полной мере. В первую очередь потому, что категория была узконаправленной – педагоги ДМШ, т.е. собрались единомышленники, во-вторых, за очень короткий срок нам удалось найти общий язык и создать на курсе атмосферу, благодаря которой слушатели пришли к необходимости поделиться практическими наработками. В ходе проведения занятий большое внимание было уделено вопросам обновления методов и форм преподавания музыкального исполнительства. Поиск решения проблемы увеличения и сохранения контингента музыкальных школ привел слушателей к тому, что необходимо в укоренившемся классическом преподавании («как нас учили», «раз-и, два-и») использовать элементы современного подхода. В связи с тем, что в число обучающихся ДМШ сегодня все больше входит дошкольников, на курсах было решено направить совместные усилия на обобщение опыта и поиск эффективных музыкальных игровых технологий.

В числе слушателей были преподаватели домбры, фортепиано, баяна, флейты, теоретики, концертмейстеры. Но всех объединял дух профессионализма, заинтересованности и открытости.

Своим опытом поделилась преподаватель фортепиано с тридцатилетним стажем Старцун Е.В. (ДМШ №1 г. Шахтинска). Она обратила внимание молодых преподавателей по специальности на то, что идея использовать игровые технологии в процессе обучения игры на фортепиано не нова. Например, автор сборника «Первая встреча с музыкой» Артоболевская А. описывает игру «Музыкальное лото». На занятиях ансамбля Елена Вольдемаровна использует игру «Музыкальное домино». Она предлагает ее детям к концу первого и начале второго года обучения, когда дети уже накопили определенный музыкальный багаж и знают ноты скрипичного и басового ключа. При этом учитывается тот факт, что в 1 классе ДМШ могут учиться дети разных возрастов, начиная от дошкольного. В ход игры привлекаются и родители, часто присутствующие на уроках и хорошо ориентирующиеся в нотах. Елена Вольмаровна объяснила присутствующим и технологию изготовления фишек: «Из картона нарезаются прямоугольнички размером 2х5, на одной половинке красным карандашом рисуем нотный стан со скрипичным ключом и определенной нотой, на другой фиолетовым карандашом – ноты в басовом ключе. Чем ярче по цвету фишки, тем интереснее они выглядят. Комбинаций в сочетании нот в обоих ключах довольно много, у меня примерно 120 фишек, этого хватает для игры примерно на 50 минут». Правила игры как в обычном домино: у каждого игрока по 6 фишек, остальное складывается вместе – это «базар». Если есть на руках соответствующая фишка, то игрок делает ход, нет – «идет на базар». Елена Вольдемаровна подчеркивает, что «непременным условием является проговаривание вслух той ноты, которая ставится, и той, которая оставляется для следующего участника». Например: делая ход, один игрок говорит «Ставлю ми малой октавы, оставляю ре второй октавы», следующий  участник – «ставлю ре второй октавы, оставляю ля большой октавы» и т.д. Таким образом, использование в процессе обучения предложенной педагогом Старцун Е.В. игры дает несколько эффектов:

- повышение интереса детей к обучению;

- закрепление полученных знаний в игровой форме;

- привлечение родителей к процессу обучения;

- укрепление семейных связей и т.д.

Любой опыт бесценен!

Сосновский Александр Александрович (концертмейстер «ШИ №1» г. Караганды) рассказал о проблеме дисциплины, с которой они столкнулись вместе с преподавателем на занятиях хореографии. Пока педагог разучивал танцевальные элементы с частью исполнителей, вторая была предоставлена сама себе, явно нарушая тишину и дисциплину. Тогда и возникла идея сочинять вместе с детьми сказку-игру, основным сюжетом которой должен был стать танец. Оговаривались «декорации», сюжет, роли, правила и условия проведения игры. Например, при разучивании танца «Яблочко», дети представляли сцену кораблем. По ходу танца из-за кулис навстречу друг другу должны появляться две шеренги «моряков». Учитывая то, что усвоение танцевальных движений у детей разное, то в правофланговые выбираются те, кто хорошо и выразительно исполняет танец (обычно это самые непоседливые дети). Причем, придавая дух соревнования, педагог и концертмейстер по окончании танцевальных передвижений определяли лучшее исполнение. Александр Александрович отметил тот факт, что вопросы дисциплины сразу были сняты и процесс обучения стал проходить быстрее, качество выполнения танцевальных па возросло. Любой опыт бесценен!

Педагогическое образование, опыт работы в общеобразовательной школе и детском сады помогает Агеевой Руфине Анатольевне  поддерживать интерес у обучающихся КГКП «ДМШ №2» г. Темиртау к занятиям вокала. Слушатели-коллеги получили не только практический материал (физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику, подвижные упражнения), но и с удовольствием выполнили ряд упражнений под руководством Руфины Анатольевны.

Представляю упражнение пальчиковой гимнастики «Улитка» (фото Агеевой Р.А.).

 

1. В домике круглом

Фото4197

 

 

  

 

 

 

Фото41982. В круглом окошке

 

3. Грела улитка на солнышке рожки

Фото4199

 

 

 

 

 

 

4. Грела улитка на солнышке рожки

Фото4201

 

 

 

 

 

 

(пошевелить пальцами)

 

 

5. И разморило улитку немножко

Фото4202

 

 

 

 

 

 

 

Фото42036. Вот, потянулась лениво улитка

 

7. Вот, затворила улитка калитку

Фото4205

 

 

 

 

 

 

Фото42068. Спрятала ключ

9. И отправилась спать

Фото4208

 

 

 

 

 

 

 

Фото421110. В самую круглую в мире кровать

 

 

 

 

 

 

                                         

 

(покачивая)

Руфина Анатольевна предложила шире использовать на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы зрительную гимнастику, например, «Ёлочка», «Матрешки», «Море», «Мяч», «Роза» и другие. Любой опыт бесценен!

Преподаватель фортепиано, концертмейстер Стешкова Юлия Викторовна (КГКП «КССМШИ») раскрыла несколько типов творческих заданий:

1. Цветовое, графическое моделирование музыки, т.е., передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.

2. Придумать и «расселить» животных в зависимости от регистра, нарисовать рисунок с ними. В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра.

3. Пластическое интонирование, когда можно поиграть в «дирижёра» или заняться ритмопластикой.

4. Создание простыми приёмами заданной звуковой картины (картинка природы или ситуация из жизни).

5. Ритмизация стиха с прохлопыванием ритмического рисунка «умными» ладошками.

6. Знакомство с динамическими оттенками на примере сказок и различных творческих заданий и игры «прятки» (в комнате прячется игрушка, а ученик ищет её, внимательно прислушиваясь к громкости звучащей музыки).

7. Знакомство со штрихами предлагается пройти, вспомнив примеры из жизни, когда какие-либо действия или явления природы, похожи на штрихи legatonon legatostaccato (дождь, тиканье часов, катание на лыжах и т.д.), разгадывание стихотворных загадок-путаниц.

8. Знакомство с ладами (мажор и минор) происходит на материале сказок с грустными и весёлыми персонажами.

9. Для лучшего запоминания нот можно предложить разгадывать ребусы, когда названия нот «спрятаны» в слогах слов.

 Любой опыт бесценен!

Кульминацией наших поисков практически апробированных элементов игровых технологий стало участие  в Областном семинаре для преподавателей вокально-хоровых дисциплин, организованного на базе КГКП «ШИ №2 – Клуб ЮНЕСКО» г. Караганды. Концертмейстер Кожановская Ирина Борисовна представила разработанную группой педагогов хорового отделения образовательную игру «Хоровое activity».

 

 

Представление игры Кожановской И.Б.

 

«Хоровое activity»

 

Ирина Борисовна подчеркнула, что игра предполагает разные уровни знаний в области хорового искусства, что помогает участникам проверить или дополнить свои знания. В игре используются такие формы общения, как мимика, вербальные и графические описания. Игра становится труднее по мере своего развития, и кто будет победителем, может определиться только в последний момент. В игре могут участвовать 2, 3 или 4 команды с минимальным количеством участников 2 игрока в одной команде. Но цель игры не только образовательная, но воспитательная – укрепить дружеские связи, способствовать взаимопониманию участников одного музыкального коллектива, повышение уровня коммуникабельности. Любой опыт бесценен!

Сегодня мной представлен только тот опыт, который лежит на поверхности, подлежит широкому использованию в практике. А сколько осталось «за кадром»?! Вопросы, снятые в результате проведения «выездных» курсов повышения квалификации, затрагивающие житейские (невозможность оставить семью, дом, хозяйство), финансовые (затраты на проезд и проживание в городе), методические (оказание методической помощи), научные (потребность в научных консультациях)  проблемы.

Требуют глубокого анализа и обобщения проблемы, вопросы, поставленные в ходе проведения семинара для директоров дополнительного образования (28.11.13г.), II областного семинара-практикума для преподавателей теоретических дисциплин (07.11.13г.), I Областного семинара-практикума по хореографии «Традиции и современность: проблемы и условия взаимодействия» (для специалистов дополнительного образования) (25.01.14г.), проведенных в рамках реализации основных положений Договора о сотрудничестве с КГКП «ШИ №1» г. Караганды (директор Бермичева Анастасия Владимировна).

Любой опыт бесценен, особенно если он востребован! И сегодня, после года работы в Институте, свое желание поделиться на курсах тем, что знаю, меняю на знание желаний слушателей, т.е. учусь видеть слушателя.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья опубликована на сайте https://drive.google.com/file/d/0B2b9nHYtvaiMbE1uSXZlLVpRM2M/edit?pli=1"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В статье раскрыты особенности курсовой и посткурсовой работы со слушателями курсов повышения квалификации.

Автором предложено обощение опыта работы с такими организациями дополнительного оразования Карагандинской области, как КГКП «Детская школа искусств г.Сарани» во главе с директором Кожуховой З.А., КГКП «Детская школа искусств г.Каражал» - директор Рахимов А.Н., КГКП «Школа искусств п.Топар» - директор Мурадова О.Ф. 

В статье представлен опыт использования игровых технологий слушателей курсов повышения квалификации - педгогов-практиков. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 347
    • DOCX 834.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мукушева Салтанат Булатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мукушева Салтанат Булатовна
    Мукушева Салтанат Булатовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5724
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе