Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Обучение основам смыслового чтения на уроках курса «Окружающий мир»

Статья "Обучение основам смыслового чтения на уроках курса «Окружающий мир»

Скачать материал

Обучение основам смыслового чтения на уроках  курса «Окружающий мир»

 

Чирякова Валентина Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №9

 

Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта  сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.

            Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Эту технологии я  использую  на уроках курса “Окружающий мир”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”, по этой технологии.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации.

·        чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),

·        чтение ключевых слов. ( Прочитай,  ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии”, производители, потребители, разрушители. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?  ),

·        рассматривание иллюстраций. ( Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать? ),

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

·        чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

Условия осуществления:

- читать должны дети, а комментировать – учитель,

- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),

- комментарии не должны превращаться в беседу,

·        интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор. (“Человек без еды может прожить какое-то время. Он может запасать в себе энергию, как и другие живые организмы”. Ученик: “А я читал, что человек может прожить без еды всего десять дней, но он должен пить воду),

Условия осуществления:

- соблюдать чувство меры.

·        находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),

·        задавать свои вопросы. ( Почему “культурные растения” названы культурными?) ,

·        обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про насекомых?),

·        проверять, совпадают ли они с замыслом автора,

·        включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок? А человека?),

·        словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),

·        озаглавливание частей текста

·        выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф),

·        беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком).

- Для чего же нужна боковая линия?

- Что представляет собой боковая линия у рыб?

- Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?)

- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

 

 

3 этап. Работа с текстом после чтения

·        Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).

·        Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

·        Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)

·        Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)

·        Выполнение творческих заданий.

Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами.    

Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.

Список источников

1.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: “Высшая школа”, 2004.

2.Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Начальная школа. – М.: “Баласс”, 2012 г.

3.http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-03-29-3

4.wiki.tgl.net.ru/images/e/ec/Sudnikova.do

5.www.zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Обучение основам смыслового чтения на уроках курса «Окружающий мир»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья направлена на продуктивное усвоение учебного материала (работа с текстом) по «Окружающему миру» в младших классах. В ней раскрывается технология правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.09.2020 98
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ворожищева Елена Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ворожищева Елена Егоровна
    Ворожищева Елена Егоровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74398
    • Всего материалов: 202

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 280 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 887 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек