Джафарова Е.Н.
Особенности работы учителя с одаренными
детьми в непрофильных классах
общеобразовательной школы
МБОУ «Гимназия №20» г. Казань
Одаренные дети требуют к себе особого подхода.
Необходимо выявление,
ведение и развитие одаренного ребёнка. Каждому из
таких детей нужна под-
держка, особая система обучения и развития умственных,
духовных и коммуни-
кативных возможностей. Наиболее проблемным в ведении
одаренного ученика
представляется поддержка высокой мотивации в
подростковый период, когда
межличностные отношения выходят на передний план. Для
учителей, работаю-
щих не в профильных классах, проблема выявления,
поддержки, развития ода-
рённых и высокомотивированных детей является
актуальной, т.к. остаются не-
достаточно высокими образовательные достижения
обучающихся. К седьмому
классу, как показывает практика, показавшие себя
одаренные дети переходят в
профильные школы, возникает проблема: как выявить
оставшийся потенциал и
заинтересовать детей своим предметом, привлечь
одарённого ребёнка к углуб-
ленному занятию предметом? Для этого можно рассмотреть
несколько «шагов
включения»: 1.«Подготовительный»: отбор обучающихся с
применением раз-
личных методик диагностирования: диагностика уровня
интеллекта, наличие
творческих способностей, отслеживание процесса
развития способностей уче-
ника, беседы с учителями, родителями; подбор и
создание УМК (учебники,
олимпиадные задания, интернет ресурсы, предметные
экспериментальные зада-
ния, групповые практические работы, стимулирующие
интерес). 2. Основной
этап – «реальный»: разработка индивидуального плана
ученика, подготовка к
олимпиадам через внеурочную деятельность, кружки,
экскурсии, элективные
курсы, лектории. На этом этапе выполняются творческие
задания повышенного
уровня сложности на уроках; организация
самостоятельной работы обучающих-
ся по заданию учителя и по собственному выбору;
индивидуальная работа с
одарёнными детьми; участие в работе внешкольных курсов
по подготовке к
олимпиадам, организованным городским центром.3.
«Итоговый»: анализ ре-
зультатов предшествующих олимпиад, конференций и
турниров, корректировка
методики системы работ с талантливыми детьми,
постановка новых задач.
Необходимо подчеркнуть важность выбора наиболее
подходящих видов учеб-
ной деятельности, призванной привлечь ребёнка к
математике, а не отпугнуть
его «странным» содержанием. Таким образом, необходимо
разрабатывать инди-
видуальный план развития ребёнка и систему мер по
развитию одарённых детей
в целом, особенно не в профильных классах и
общеобразовательных школах. В
целях создания оптимальных условий в
учебно-воспитательном процессе вне-
урочная деятельность таких учащихся может быть
организована через индиви-
дуальные и групповые формы занятий, участие в
олимпиадах, работу по инди-
видуальным планам, исследовательскую деятельность,
через работу кружков,
секций, научных обществ учащихся. Применение
компьютерных технологи__ Применение компьютерных технологий
повышает и стимулирует интерес учащихся к получению
новых знаний, активи-
зирует мыслительную деятельность, благодаря
интерактивности, позволяет эф-
фективно усваивать учебный материал. Учащимся
предоставляется возможность
моделировать и визуализировать процессы, сложные для
демонстрации в реаль-
ности, проводить самостоятельно исследовательский
поиск материалов, опубли-
кованных в интернет, для подготовки докладов и
рефератов, тем самым разви-
вать самостоятельность, навыки самооценки.
Научно-исследовательская дея-
тельность, проектные работы разного уровня позволяют
раскрыть одаренного
ребенка, удовлетворить его тягу к нестандартному,
неизведанному, дают воз-
можность ему показать его видение мира.
Исследовательский проект – самосто-
ятельная творческая работа, выполненная под
руководством учителя. В процессе
проектной деятельности решаются следующие задачи: обучение
самостоятель-
ному достижению результата, обучение выдвигать
гипотезы, ставить перед со-
бой задачи, намечать пути их решения, предвидеть
проблемы и учится их ре-
шать. Исследовательская работа обучает работать с
источниками информации,
выделять главное, анализировать и систематизировать
информацию, вырабаты-
вает навыки проведения исследований, навыков делового
общения в группе,
навыков защиты и представления своей работы.
Несомненна роль олимпиадного
движения, как одного из главных вида работ с талантливыми
детьми. Олимпиа-
ды различных уровней и видов призваны выявлять
одаренных детей, давать им
«пищу для ума». Причём главная ценность самих олимпиад
состоит не в выяв-
лении победителей и награждении особо одаренных
учащихся, а в общем подъ-__ ёме математической культуры, интеллектуального
уровня учащихся. Математи-
ческие турниры – форма деятельности предполагает
группировку детей разных
возрастов, что даёт одарённым детям возможность для
общения со сверстника-
ми и позволяет им находить равных себе в академическом
отношении детей и
соответствующее содержание образования. При этой форме
способные ученики
имеют возможность участвовать в занятиях
старшеклассников. Также одарён-
ные дети должны получить возможность доступа к
занятиям по избранным ими
предметам на университетском уровне. Таким образом, в
работе учителя с ода-
рёнными детьми в непрофильных классах
общеобразовательной школы атмо-
сфера благожелательности, успешности, сотрудничества
способствует не только
выявлению талантливых детей, но и повышает
образовательную мотивацию
ученика к отдельному предмету, так и к обучению в
целом.
…
1. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных
учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. –
М.:Просвещение,2011г.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: АСТ:
Астрель,2010г.
3. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках
математики. – М. : Про-
свещение,2012г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.