Интеграция предметов гуманитарного цикла
Психологами давно отмечено, что у детей довольно рано возникает «образ
мира». Поначалу этот образ аллегорический, идеальный, но целостный. Но вот
ребенок приходит в школу и этот образ разваливается. Целостная картина мира
распадается на учебные предметы, мало связанные между собой.
Педагогов давно волнует, что знания наших детей обширны,
многообразны, но мозаичны, что они не могут осуществлять перенос знаний и
умений, полученных при изучении одного предмета, на другой.
С индустриальной эпохи, с Я.А. Коменского и по сегодняшний день в
школе утвердилась « классно-урочная» система, где каждый предмет несет
фрагмент знания из далеких друг от друга областей, а цель учителя- «
изложить, пройти» программу. Создать же у учащихся целостную картину мира
невозможно сегодня без интеграции предметов, то есть объединения их в единое
целое.
Идея интеграции не нова, ее элементы есть в хорошо всем известных внутрипредметных
и межпредметных связях. Установление межпредметных связей обычно понимается
как использование материала, формы, способа изложения, присущих одному предмету
в рамках другого. Интеграция же требует выработки учителями единой
педагогической стратегии, обязательной взаимности применения ими определенных
понятий и фактов в разработке уроков по изучаемой теме.
Интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях.
В педагогической практике есть разные варианты решения этой проблемы. Например,
в школе Тубельского реализуют межпредметные погружения. В школе Ямбурга идут
сложным, но доступным путем синхронизации изучения родственных курсов. В моей
практике также был опыт синхронизации предметов гуманитарного цикла. Условия
школы, где в учебном плане был увеличен удельный вес дисциплин
художественно-прикладного цикла позволял очень естественно осуществлять
параллельное изучение историко-культурной эпохи на уроках истории,
литературы, изо, музыки, хореографии. Временный творческий коллектив ( в данном
случае состоящий из учителей истории, литературы, изо, музыки, хореографии)
исходит из следующих принципов отбора и обновления содержания образования:
Принципы интеграции
1.
Принцип « вслед за
историей», согласно которому каждую тему «синхронизированного» курса начинает
учитель истории
2.
Принцип параллельного
изучения на уроках истории,
литературы, изо, музыки одной и той же историко-культурной эпохи
3.Принцип
согласования, позволяющий совместными усилиями
педагогов
достичь объемного видения детьми изучаемой эпохи
Эти принципы требуют четких управленческих процедур, выработки
специальных листов согласований содержания преподавания между учителями разных
предметов. Интеграция в данном случае осуществляется эпизодически на
определенных этапах обучения, это низший уровень интеграции, в основное же
время каждый учитель решает внутренние задачи своего предмета.
Например, изучение вопросов культуры первой половины 19 века
осуществлялось согласно следующему листу согласований содержания преподавания
Лист
согласований
история
|
изо
|
рукоделие
|
музыка
|
хореография
|
Образование
|
Изо на пути
|
|
|
|
и наука 1 пол. 19
века
|
от романтизма к реализму (Кипренский, Тропинин..
|
Стиль одежды 1 половины
19 века
|
Музыка
1 половины
19 века
(Глинка..
|
Разучивании вальса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
|
и театр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
процессе синхронизированного преподавания создаются условия для действительного
проживания детьми историко-культурной эпохи во всем ее многообразии.
Использование интегративных способов обучения способствует целостному развитию учащихся.приобщает к национальной и
всемирной культуре.
Интеграция становится
для всех ее участников школой сотрудничества и взаимодействия, что помогает
продвигаться к общей цели.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.