Л.А.Барбашина
Формирование
личностных УУД младших школьников в процессе использования современных
образовательных технологий по УМК 2100.
МОУ
СОШ № 38 учитель начальных классов
8-904-759-16-86;
e-mail:
Barbashina-L@mail.ru
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний,
умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки
учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную
позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в
группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и
требований рынка труда.
Школа 2100
— общероссийская общественная программа
развития общего среднего
образования, охватывающая массовые
общеобразовательные
учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования.
Данная программа помогает
сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной
современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой:
раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать своё
достойное место в обществе.
Начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых
- успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной
самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе
требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и
учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать,
считать и писать, но привить две группы новых умений. К первой относится группа
универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки
решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
Личностные
универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций
младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К
личностным УУД относятся:
−
положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности,
−
желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся,
−
осознавать свои трудности и стремиться к
их преодолению,
−
осваивать новые виды деятельности,
−
участвовать в творческом, созидательном
процессе;
−
осознание себя как индивидуальности и
одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых
морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
−
осознание себя как гражданина, как
представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к
другим народам;
−
стремление к красоте, готовность
поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для
формирования личностных универсальных учебных действий мною
используются следующие виды заданий:
-
участие в проектах;
-
творческие задания;
-
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-
самооценка события, происшествия;
Для
развития личностных УУД возможно использование разных образовательных
технологий:
–
технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает
познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
Работая по УМК «Школа 2100» учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет
проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся
на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь,
организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге
обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает
гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным,
продуктивным и более результативным.
УМК
по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В. Прониной в
полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Каждая новая тема в
учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает
проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях
учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации,
изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы
(в том числе и выходящей из этапа чистописания, этапа работы со словами с
непроверяемыми написаниями, проверки домашнего задания и т.д.). Вопросы для
создания проблемной ситуации содержатся и в упражнениях учебника, где
организованы наблюдения детей за языковыми явлениями, а система развертывания
упражнений позволяет детям самостоятельно делать выводы, открывать новые
знания.
Во
всех уроках изучения нового УМК по окружающему миру А.А. Вахрушева опирается на
технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией в учебнике,
начиная с 2-3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к
постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведен
вывод, к которому должны прийти на уроке ученики. Деление текста на рубрики
позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при подаче материала в
соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит
проблемный характер.
На
каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее
формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от
педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и
зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
-Проектная технология формирует накопление
смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
Основные
отличия проектной технологии :
–
направленность на достижение конкретных целей;
–
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
–
ограниченная протяжённость;
–
неповторимость и уникальность.
Личностные
результаты при работе над проектами могут быть
получены при выборе тематики проектов.
Воспитание
толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному
развитию ученика.
–
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения
и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое
отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о
частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа
правовой культуры в области использования информации;
Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные
технологии. Использование ИКТ позволяет:
·
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне (анимация, музыка)
·
обеспечивает наглядность;
·
привлекать большое количество
дидактического материала;
·
повышать объём выполняемой работы;
·
создавать интерактивные задания и
упражнения
·
обеспечивает доступ к различным справочным
системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
–
технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста
порождает оценочные суждения;
Формирование
правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый
процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до
чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на
уроках: до начала чтения; в процессе чтения; после чтения (где вступает в права
проблемно-диалогическая технология)
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и
ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения,
последовательности событий.
2 этап. Самостоятельное
чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по
абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста,
ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит
словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с
автором).
Появляющиеся
вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу
дальнейшего чтения.
3
этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом.
Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский
замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Далее
работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности:
образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также
рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры
произведений.
При
изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являются следующие Личностные УУД:
·
оценивать поступки людей,
жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные
поступки как хорошие или плохие;
·
эмоционально «проживать»
текст, выражать свои эмоции;
·
понимать эмоции
других людей, сочувствовать, сопереживать;
·
высказывать своё отношение к героям
прочитанных произведений, к их поступкам.
-Технология
оценивания используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология
оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так, как это
происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка
дается в качественной форме.
Пример:
Ученикам объявляется: общая активность на уроке достойна оценки «молодец»,
«стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи
от начала до конца.
Систематическое
вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать
адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает
относительно себя.
Личностные
УУД обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для
формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в
комплексе.
Список
литературы:
1.
Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.
2.
Планируемые результаты начального общего образования / Под
ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
3.
Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред.
Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.