«Внеклассная работа на уроках литературы
как условие формирования активной жизненной позиции
современной молодежи»
ГБОУ СПО Казанский строительный колледж
Преподаватель литературы Никольская Л.А.
Познавая жизнь через литературу,
читатель удовлетворяет
извечное любопытство к миру,
самому себе,
накапливая мироощущения,
духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь,
становясь мудрее, проживая не одну,
а несколько жизней,-
и тем самым удлиняет срок
собственного существования на земле.
Ю.Бондарев.
Работа с детьми – это постоянный творческий поиск, совершенствование своего педагогического мастерства. Труд учителя сложный, требует много сил, отдачи, усердия, часто приходится жертвовать своим личным временем и всегда учиться, быть наравне со временем.
Студенты все разные, непредсказуемые, но все любимые. И те, кто шалит и хулиганит, и те, кто радует победами на олимпиадах и конкурсах. В достижениях обучающихся всегда заложен труд учителя, его слезы, огорчения, бессонные ночи.
Учитель должен любить, понимать, поддерживать, развивать ребенка, воспитывать в нем личность, научить ребенка быть более добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств.
«Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы наши питомцы стремились к добру,- воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»,- писал
В.А. Сухомлинский.
Подростковый возраст - один из этапов формирования личности, характеризующийся как переломный, переходный и критический. Это возраст перехода от детства к взрослости, стремления к самовыражению, установления контактов с окружающими. Возраст наших воспитанников (16-17 лет) характеризуется глубоким интересом к социальным и нравственным проблемам, к отношениям между людьми, пристальным вниманием, как к своему внутреннему миру, так и к духовному миру окружающих.
В этот период юности особенно важно, чтобы на уроках литературы художественные произведения не анализировались как замкнутый в себе искусственный мир, в отвлечении от жизни. Педагогу необходимо помогать обучающимся создавать живые ассоциации литературы в современной действительности.
Литература способствует нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека, воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающего общества.
Как преподаватель литературы я стараюсь вносить весомый вклад в формирование гармонично развитой личности, так как работаю над формированием ключевых компетенций студентов; духовной культуры, нравственных ценностей, художественного вкуса, патриотизма, гражданской позиции, речевой культуры.
Пробудить у ребят любовь к литературе помогают внеклассные мероприятия, позволяющие раскрыть творческий потенциал и способность каждого студента.
Я считаю, что сам учебный процесс не очень располагает развитию активной жизненной позиции у обучающихся, так как имеет место зависимость их от преподавателей, а свобода взглядов и мыслей - главное условие возникновения интереса и инициативности. Совсем другое дело - внеклассная работа.
Детский коллектив - это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а приобретая её вокруг себя.
«Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же: и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам» - говорил педагог-психолог Ш.А. Амонашвили.
В сентябре на первых уроках литературы я задаю студентам домашнее задание – подготовить наизусть свое любимое стихотворение с целью выявить ребят, умеющих хорошо читать стихи и в дальнейшем многие из них принимают активное участие в литературно- музыкальных вечерах, литературных праздниках.
Традиционным стало проведение в колледже литературно - музыкальных вечеров, посвященных творчеству выдающихся писателей и поэтов. Именно здесь, на литературных вечерах обучающиеся могут проявить себя полностью, раскрыться, показать, на что они способны. 27 ноября 2013 года на базе колледжа прошло Республиканское мероприятие - литературный вечер к 210-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева «Прекрасное мгновенье жизни». К участию в этом празднике были привлечены и студенты, и выпускники, и преподаватели, и музыкальные работники. Ведь сочетание музыки и поэтического слова – это особая область человеческой культуры. Связь поколений, родство душ, увлеченность своим делом - на мой взгляд, это очень важно для формирования патриотизма, гражданской позиции, нравственных ценностей будущих специалистов.
28 февраля 2014 года в рамках Недели науки и творчества прошел литературный праздник, посвященный 245-летию И.А. Крылова «Ларец мудрости». Мероприятие прошло в читальном зале библиотеки КСК. Оно было многоплановым (выставка стенгазет, книг и как апогей - сам литературный праздник, сопровождаемый мультимедийной презентацией). Вечер имел широкий охват учащихся от 1 до 5 курса, обучающихся по различным специальностям. Мероприятие прошло на хорошем организационном уровне. Студенты читали басни очень артистично и звучали они современно и актуально. Прав был К.Н, Батюшков: «Его басни переживут века».
В ноябре 2014 года на базе колледжа прошло Республиканское мероприятие – литературно-музыкальный вечер к 200-летию М.Ю Лермонтова, на котором присутствовало около 50 гостей- преподаватели литературы, заведующие библиотеками, методисты Р.Т. В своих отзывах они отмечали что мероприятие было организовано на очень высоком уровне, активное участие студентов, особенно мальчиков и что данное мероприятие имело высокую воспитательную значимость. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами мы обсуждаем, что получилось, и что не получилось, изучаем их мнение, определяем их настроение и перспективу участия в будущих делах.
Человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
Если ученик будет видеть, что вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. У ребят , которые принимают участие в такого рода мероприятиях развивается уверенность в себе, они ориентируются на успех, они менее подвержены влиянию негативных эмоций, становятся более плодотворными, позитивными и сбалансированными людьми. При проведении литературных вечеров всегда работает компетентное жюри и лучшие чтецы награждаются дипломами.
Ежегодно наш колледж принимает участие во Всероссийском поэтическом конкурсе студентов учебных заведений СПО «Поэзия - душа святая» на базе «Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.
Конкурс проводится по двум номинациям:
1 номинация – «Лучшее авторское стихотворение»
2 номинация – «Лучшее чтение»
24-25 апреля 2014 года конкурс во второй номинации проводился по следующим направлениям:
«В Шекспир в переводах русских поэтов».
«Поэты-юбиляры».
Всего участвовало в конкурсе 51 человек.
По итогам конкурса студентка гр. Зио-9-11 Закирова Аделя была награждена грамотой за активное участие в IX Всероссийском конкурсе студентов средних специальных учебных заведений «Поэзия - душа святая».
Студент группы ГК-9-21 Галяутдинов Мансур был награжден дипломом третьей степени и благодарностью от депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Чижова С.В за достойную победу на 9 Всероссийском поэтическом конкурсе «Поэзия-душа святая» , проявленный талант, активную гражданскую позицию и приверженность лучшим традициям классической литературы.
Известный американский писатель, сын бродячего священника Р. Эмирсон утверждал, что:
«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев , а облик человека».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.