Родыгина Ю.А., автор
МАОУ СОШ № 9
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЕ
Совершенно очевиден тот факт, что XXI
век принес существенные изменения в преподавание английского языка в
современной школе.
Большой интерес для учителей
английского языка представляют новаторские методические разработки следующих
авторов: Егорова А.В. «Фразеологические сборники нового поколения как средство
активного изучения английского языка», Иванова Ю.Е. «Роль новостных сообщений
ВВС при обучении языку бизнес-общения», Казакова М.А., Прохорова А.А. «Новые
подходы в формировании лингвострановедческой компетенции при обучении
английскому языку» и другие.
В поиске эффективных методов и
приемов обучения английскому языку в школе мною были отмечены новаторские
методики Н.В. Изотовой и Е.В. Костюк (ж. «Английский язык в школе»).
Е.В. Костюк предлагает повышать
грамотность учащихся за счет формирования информационной культуры, она
утверждает, что основной целью предмета «иностранный язык» является
формирование «коммуникативной компетентности учащегося. Коммуникация
представляет собой обмен информацией. Иностранный язык обладает большим
потенциалом для формирования информационных умений школьников, так как
подразумевает использование различных по качествам и по формату информационных
источников, например: монолингвальные и билингвальные словари, энциклопедии,
грамматические справочники, аудио- и видеоносители, Интернет, учебники, рабочие
тетради на печатной основе, книги для чтения, компакт-диски с интерактивными
упражнениями, обучающие компьютерные программы».
В качестве примера рассмотрим
несколько упражнений, предлагаемых Е.В. Костюк. Первое упражнение предлагает
учащимся решить логическую задачу – определить, что не в порядке со здоровьем у
Марко. Для этого учащимся
предлагается познакомиться с некоторыми фактами, после прочтения которых,
учащиеся сталкиваются с тем, что данной им информации недостаточно для решения
проблемы. На следующем этапе ученики определяют, какой информации им не
хватает, и формулируют соответствующие вопросы. Учащиеся работают в парах (у
второго ученика аналогичная карточка, но с другой фактической информацией) и
восстанавливают полную картину, после чего они смогут ответить на вопрос
задачи. Данное упражнение формирует целый комплекс информационных умений:
определение недостающей информации, умение запрашивать нужную информацию,
сопоставление фактов.
Read and find Sasha’s cousin.
Sasha’s
cousin hasn’t got a runny nose. Nadya has got a runny nose. Phil hurt his
finger. He’s not Sasha’s cousin. Sasha’s cousin hasn’t got a cough. Neil has
got a cough. Kate’s not Sasha’s cousin. Kate’s got one tooth. What happened to Sasha’
cousin,
Marco?
Для обучения иностранному языку
неоценимо умение учащихся целенаправленно наблюдать за «поведением» языка и
видеть скрытые закономерности. Именно это умение и формируется в следующем
задании.
Цель
представленного упражнения - увидеть закономерность и продолжить логическую
цепочку.
Одно из важных информационных умений школьников — это
умение соотносить информацию, представленную в разных форматах. Например,
информацию на картинке и в тексте, в таблице и в диалоге, информацию, данную
устно и в письменной форме.
В данном задании учащиеся получают
возможность расширения своего словарного запаса за счет работы с однокоренными
словами. Подобные упражнения ценны и тем, что они подготавливают учеников к тем
заданиям ЕГЭ, которые направлены на овладение навыками словообразования.
Особое внимания следует уделять
работе учащихся со словарем. Он является необходимым элементом обучения
английскому языку.
Согласно требованиям ФГОС учащиеся
должны также приобрести навыки работы с двуязычным словарем учебника. В серии
книг для чтения «Read up!»
большое значение придается формированию умений, связанных с использованием
двуязычного словаря пособия как информационного ресурса. Учащиеся учатся
проверять по словарю правописание, правильно отбирать нужную лексику, находить
слова по теме или использовать транскрипцию для проверки правильности
произношения. В данном примере учащимся нужно воспользоваться словарем, для
того чтобы правильно прочитать букву «о» в словах.
Словарь поможет тебе правильно
произносить слова. Для этого в словаре пишется транскрипция.
Во всех словах ниже есть буква о, но читается она
по-разному. Прочитай слова и проверь произношение по словарю:
Ни для кого не секрет, что в
традиционную схему «учитель – ученик – учебник» влилось еще одно звено –
компьютер. Поскольку интернет стал неотъемлемой частью современной
действительности, появилась уникальная возможность сделать его своим помощником
в изучении английского языка.
Н.В. Изотова акцентирует внимание на
использовании ИКТ, подтверждая это практикой. Она утверждает, что «используя
компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы
работы. Можно проводить различные игры, презентации и т. д. Н.В. Изотова
отдает предпочтение демонстрационному методу обучения с помощью ИКТ, а также
проектно-поисковому. Так, например, в УМК «New Millennium English»
(9 класс) есть тема «Learning to learn»,
финалом которой является создание проекта школы будущего. Чем не новаторство!
Автор также отметила, что ученики,
которые систематически работают с компьютерными учебными программами,
занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний и стали
проявлять устойчивый интерес к изучению английского языка.
Привлекает внимание и Сингапурская
методика преподавания английского языка в школе. Одна из перспективных
технологий этой методики – обучение в сотрудничестве, где главная идея –
учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Наиболее интересные
варианты этого метода.
- Student Team Learning
(STL,
обучение в команде);
- Jigsaw (пила);
- Learning Together (учимся
вместе).
Сингапурская методика называется и
методом, и методикой, и технологией. Но это скорее не методы, а формы
управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании
психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании
разнообразных структур, как для академических целей, так и для class building
(объединение класса), team building (объединение команды) и т. д. В
Сингапурской системе задействован во время урока весь класс. Каждый ребенок
должен быть услышан. Занятия проводятся в форме тренингов и игр, которые дают
детям знания и навыки, позволяющие мыслить, высказывать свое мнение, постоянно
быть активными. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике
жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность,
сотрудничество, критическое мышление.
В итоге хочется сказать, что время
меняет подходы к методике преподавания филологических дисциплин. Время
является двигателем прогрессивных новаторских идей и практик.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ
1. Вальтер
Х., Мокиенко В.М. Антипословицы русского народа. С.-Пб.: Издательский дом
«Нева», 2005.
2.
Изотова, Н.В. Методы обучения иностранному
языку с использованием ИКТ.// Английский язык в школе. 2014. № 1. С. 2-8.
3. Китайгородская
Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени? Иностранные
языки в школе – 2009. - № 2
4.
Костюк, Е.В. Формирование информационной
грамотности учащихся в процессе преподавания иностранных языков.// Английский
язык в школе. 2013. № 3. С. 13-17.
5. Салтовская
Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку. Иностранные языки в
школе – 2007. - № 7
6. Сысоев
П.В., Евстигнеев М.И. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении
иностранному языку. Иностранные языки в школе – 2008. - № 6
7. Традиции
и новаторство в преподавании родного и иностранного языков в вузе. (Материалы
международной научно-практической конференции 3-4 февраля 2011). сост. С.Ю. Тюрина. – Иваново, 2011. – 205
с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.