- 25.12.2020
- 239
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников В настоящее время в начальной школе происходят изменения, в основе которых лежат новые образовательные цели и планируемые результаты. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования отдельных компетенций. В современном мире происходит увеличение потока информации, поэтому учителю необходимо уделять особое внимание к развитию языковой компетентности младших школьников. Сегодня в методике обучения русскому языку часто используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения или во взаимодействии людей между собой. Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Источником речевой деятельности является коммуникативная или коммуникативно - познавательная потребность, то есть стремление что-то узнать, рассказать, сообщить, попросить, выразить свои чувства, эмоции, объяснить, доказать. Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Учителю начальных классов необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. К коммуникативным действиям относятся: ü учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ü постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ü разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ü управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ü владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. В своей работе учителю необходимо использовать методы формирования коммуникативных умений: ü различные формы учебного диалога; ü выступления и сообщения; ü ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; роли пишущего и читающего; ü учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью; ü обсуждения, дискуссии, ü упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; ü выступление на защитах учебных исследовательских работ; ü выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках; ü вовлечение учащихся в работу театральной студии. Коммуникативный подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых за дач при общении в любых формах: устной, пись менной, предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.
6 663 976 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.