Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему "Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья на тему "Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников"

Скачать материал

Развитие речи - необходимое условие формирования

коммуникативной компетентности младших школьников

В настоящее время в начальной школе происходят изменения, в основе которых лежат новые образовательные цели и планируемые результаты. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования отдельных компетенций. В современном мире происходит  увеличение потока информации, поэтому учителю необходимо уделять особое внимание к развитию языковой компетентности младших школьников.

Сегодня в методике обучения русскому языку часто используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения или во взаимодействии людей между собой.

Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Источником речевой деятельности является коммуникативная или коммуникативно - познавательная потребность, то есть стремление что-то узнать, рассказать, сообщить, попросить, выразить свои чувства, эмоции, объяснить, доказать.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Учителю начальных классов необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

К коммуникативным действиям относятся:

ü  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

ü  постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

ü  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

ü  управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

ü  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В своей работе учителю необходимо использовать методы формирования коммуникативных умений:

ü различные формы учебного диалога;

ü выступления и сообщения;

ü ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; роли пишущего и читающего;

ü учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;

ü обсуждения, дискуссии,

ü упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;

ü выступление на защитах учебных исследовательских работ;

ü выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках;

ü  вовлечение учащихся в работу театральной студии.

Коммуникативный  подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых за­дач при общении в любых формах: устной, пись­менной, предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений.  Хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только  необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему "Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников В настоящее время в начальной школе происходят изменения, в основе которых лежат новые образовательные цели и планируемые результаты. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования отдельных компетенций. В современном мире происходит увеличение потока информации, поэтому учителю необходимо уделять особое внимание к развитию языковой компетентности младших школьников. Сегодня в методике обучения русскому языку часто используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения или во взаимодействии людей между собой. Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Источником речевой деятельности является коммуникативная или коммуникативно - познавательная потребность, то есть стремление что-то узнать, рассказать, сообщить, попросить, выразить свои чувства, эмоции, объяснить, доказать. Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Учителю начальных классов необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. К коммуникативным действиям относятся: ü учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ü постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ü разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ü управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ü владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. В своей работе учителю необходимо использовать методы формирования коммуникативных умений: ü различные формы учебного диалога; ü выступления и сообщения; ü ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; роли пишущего и читающего; ü учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью; ü обсуждения, дискуссии, ü упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; ü выступление на защитах учебных исследовательских работ; ü выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках; ü вовлечение учащихся в работу театральной студии. Коммуникативный подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых за дач при общении в любых формах: устной, пись менной, предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.10.2020 111
    • DOCX 18.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Ирина Николаевна
    Кузнецова Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 112705
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе