Сухаревская Ж.А., учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР МОУ СОШ №93 г.Волгограда
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
(из опыта работы)
Организация
работы с родителями всегда вызывает определённые трудности, особенно в первом
классе, когда учитель и родители должны совместными усилиями вывести
первоклассника на новый уровень, учитывая тот факт, что ребёнок оказывается в
этот период в совершенно новых для него, непривычных условиях, часто среди
незнакомых людей.
опыт работы прошлых лет позволил мне по-новому построить работу с
родителями данного набора. Особенностью является уже то, что я работаю по
системе общего развития академика Л.В.Занкова. На первом собрании, которое проводилось
в мае, я познакомила родителей с примерным планом работы на новый учебный год.
Частью этой работы была организация исследовательской деятельности
первоклассников. Прежде всего, я представила родителям результаты работы
районного научного общества учеников-занковцев «Я познаю мир», в частности,
моих учеников прошлых лет. Кратко изложила суть направлений, по которым могли
быть организованы исследования. Это было неожиданно для родителей, но они
поддержали меня. Было принято решение: в летний период подготовить необходимый
материал для детей.
Организация работы с родителями на раннем этапе, когда классный
коллектив ещё не сформирован, когда я как учитель большей частью знакома с
детьми лишь заочно по их личным делам и анкетам родителей, имела положительные
результаты.
Совмещая работу классного руководителя и заместителя директора,
курирующего организацию образовательного процесса в начальной школе, мне
приходится общаться с родителями и их детьми, решая вопросы разного рода.
Ситуации бывают разные: одни родители идут на контакт, с другими бывает очень
трудно найти взаимопонимание. Я же хочу остановиться на одной из форм работы с
родителями, которая тесно взаимосвязана с организацией деятельности младших
школьников.
Вызывает тревогу нежелание части старшего поколения (проявляющееся
в последнее время особо остро), а точнее, молодых родителей в возрасте 25-30
лет, заниматься воспитанием своих детей. В частности, в своей практике работы с
детьми младшего школьного возраста я столкнулась с различными фактами
отношения детей к своим родителям, бабушкам и дедушкам, другим близким
родственникам: от благоговения с непререкаемым выполнением любых требований до
крайне неуважительного. Это проявлялось в элементарном: знание или незнание их
имён, места жительства, иных биографических данных. Кто же, если не родители,
должны, в первую очередь, заботиться о формировании у своих детей понятий семейной
этики, взаимного уважения членов семьи друг к другу, включая представителей
старшего поколения? Можно было бы озвучить несколько «образчиков» таких семейных
отношений и «традиций», когда дети не только не знакомы с историей своей семьи,
но даже не знают имён близких родственников, бабушек и дедушек, - это не
изменит положение вещей: начинать нужно с позиции родителей, которую они
занимают в данной ситуации.
Именно в таких условиях учитель вынужден, вопреки нежеланию семьи,
скорее «условному» желанию, брать на себя всю ответственность за воспитание
будущего семьянина, свято относящегося к своей семье, её ценностям и традициям;
патриота, знающего историю своей семьи, Родины, осознающего необходимость сохранить
и преумножить их богатства и славу.
На мой взгляд, частичное решение возникшей проблемы возможно
посредством организованной учебной исследовательской деятельности обучающихся в
сотрудничестве с родителями детей, их бабушками и дедушками. Так, в нашем
районе успешно работает научное общество учеников-занковцев «Я познаю мир», в
рамках которого ребята занимаются проектной и исследовательской деятельностью
по нескольким направлениям. На ежегодном районном конкурсе исследовательских и
творческих проектов обучающиеся 1-4 классов презентуют свои работы
компетентному жюри и участникам конкурса. Работы оцениваются по нескольким
критериям, определяются победители и призёры конкурса в каждой номинации.
Обдумывая тему исследования, с которой могли бы справиться
первоклассники, я решила сосредоточить их внимание на том, что могло бы
заинтересовать детей именно сейчас, когда они перешагнули порог школы, первого
класса. Большинство детей класса к началу учебного года могли читать, считать,
печатать и писать элементы букв. Значит, самым важным и, действительно, новым
видом деятельности для них должно было стать обучение навыкам письма.
На начальном этапе (в первом классе) я определила следующие цели
организации исследовательской деятельности:
·
показать возможности
коллективного исследования в расширении знаний и умений обучающихся;
·
познакомить учеников с
методами исследования;
·
выработать у обучающихся
первичные навыки исследования;
·
расширить знания учеников
об истории письма и письменных принадлежностей.
Следует отметить необходимость соблюдения этапов
исследовательской деятельности, поэтому я постаралась скорректировать
работу детей по данному алгоритму:
·
выбор предмета
исследования;
·
планирование деятельности,
определение направлений деятельности;
·
сбор информации, поиск
экспонатов;
·
обмен информацией,
эксперименты;
·
обобщение полученной
информации;
·
защита работы на районном
конкурсе проектов и исследовательских работ научного общества
учеников-занковцев «Я познаю мир»;
·
анализ работы,
использование результатов исследования в дальнейшей работе.
С первого урока письма я постаралась обратить внимание детей на то, что существует
история развития письменности, известны различные инструменты для письма и
способы письма. Особый интерес вызвал у детей рисунок с изображением перьев
(гусиного и металлического), предложенный в тетради по письму (Н.В.Нечаева,
Н.К.Булычёва. Тетрадь по письму №1. Издательский дом Фёдоров, Издательство
«Учебная литература», 2008). Дети определили, что эти предметы служили
инструментами для письма, но сейчас уже не используются. К сожалению, никто из первоклассников
не смог сообщить какую-либо дополнительную информацию об этих предметах. Двое
ребят вспомнили, что видели дома такие ручки, а гусиные перья – в деревне.
Отметив удивление и заинтересованность детей, я предложила им
провести исследование и попытаться найти ответы на возникшие вопросы. Совместно
мы определили круг интересующих вопросов: Как и чем писали в прошлом? Где в
настоящее время можно найти перьевые ручки? Как писали гусиным пером и перьевой
ручкой? На чём можно писать, кроме известной нам бумаги? и ряд других вопросов.
Учитывая разнообразие возникших вопросов, мы определили направления
нашей работы:
·
история письменности;
·
история письменных
принадлежностей;
·
современные прописи;
·
поиск экспонатов (ручки,
тетради, фотографии);
·
стихи и рассказы, картины
и рисунки.
Естественно, что мы не смогли сразу ответить на все вопросы. В
процессе поиска необходимой информации мы ознакомились с методами
исследования, но использовали только те, которые подходили к данной работе:
«подумай сам», «метод наблюдения», «эксперимент», «спросить у другого
человека», «найти информацию в книгах», «посмотреть фильм или познавательную
передачу», «изучить документы», «получить информацию с помощью компьютера».
Следует отметить, что значительную помощь и поддержку первоклассникам
оказали родители и близкие родственники, которые начали подготовку к данной
работе ещё летом: были найдены перьевые ручки, прописи 50-х, 80-х годов, иные
документы из семейных архивов. Дети проинтервьюировали бабушек и дедушек: когда
и как они ходили в школу, чем и на чём учились писать. Мы узнали, что раньше
первоклассники писали на отдельных листах бумаги или в тетрадях сначала простыми
карандашами, а потом чернилами с помощью перьевых ручек. Для чернил
использовались чернильницы-«непроливайки». С трепетом дети рассматривали семейные
реликвии – письма военных лет, написанные чернилами на тетрадных листах
фиолетового цвета. Особый интерес у ребят вызвали прописи, которым более 50
лет. Мы провели эксперимент: дети писали чернилами перьевыми ручками и гусиным
пером, палочками на песке и пластинах из воска, оказалось, что это очень
интересно и трудно одновременно.
Родители помогли детям найти интересную информацию об истории
письма и инструментов для письма в детских энциклопедиях и в Интернете. Было
найдено много рисунков и репродукций портретов известных людей, стихов и
рассказов, содержание которых связано с темой нашего исследования. Учебники УМК
системы общего развития академика Л.В.Занкова и традиционной системы обучения
«Школа России» и «Школа 2100» помогли узнать о способах передачи информации
различными способами, о «первоучителях словенских», о «красной строке», о том,
как можно писать без букв и много нового и полезного о разных «загадках
письма».
Собранный материал поместили в папку, объём которой оказался
довольно внушительным.
В результате проделанной работе мы пришли к выводу, что многовековая
история письма таит в себе интересные тайны: в разные времена были свои способы
письма, письменные принадлежности, материалы для письма. Школьные прописи
разных лет, найденные в семейных архивах, несут в себе очень важную информацию,
которая помогла нам оценить наши умения писать правильно и красиво. Записи,
которым много лет, в том числе и военные письма, - это исторические документы.
К моменту презентации работы на конкурсе родились стихи, которые
полно представили содержание проведённого первоклассниками исследования. Представленная
на районный конкурс работа была высоко оценена жюри и заняла 1 место в
номинации «Науки об искусстве».
Презентация исследовательской работы «Загадки письма» состояла из
ряда слайдов, комментарии к которым озвучивались первоклассниками в
стихотворной форме.
Мы не могли не поделиться своей победой с самыми дорогими нам
людьми, нашими родителями, бабушками и дедушками. На празднике, посвящённом
окончанию первого класса, мы презентовали наше исследование: взрослые были
приятно удивлены, а главное, они смогли оценить не только работу своих детей,
но увидеть результат своего участия в данной работе. Ребята на протяжении
нескольких месяцев имели возможность по-новому взглянуть на близких людей.
Оказалось, что мамы и бабушки, папы и дедушки могут не только проверять уроки,
они – интересные собеседники, много знают и делятся этими знаниями со своими
детьми, берегут семейные реликвии и традиции, хотят передать всё это своим
детям и внукам.
В заключение можно сделать вывод, что организованная совместная
деятельность детей, родителей и учителя – это интересная, плодотворная,
результативная работа, которая позволяет вывести отношения ребёнок – родители –
учитель на совершенно новый уровень.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.