Применение
компьютерных программ в обучении английскому языку младших школьников
XXI
век – век высоких технологий, его часто называют «информационной эпохой». Люди
живут в мире электронной культуры, поэтому XXI
век ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учащихся
к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где появляются
новые знания, новые профессии.
И
ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека
владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные
технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная
цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – появление новых
видов учебной деятельности.
По
мнению Е. С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия
практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы
обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность,
своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность
учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
В
настоящее время учитель не может правильно и полноценно провести урок,
реализовать в полном объеме учебные программы и учебники, не прибегая к
использованию современных средств обучения.
Часто
на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся
в устную речь по
различным темам бывает неинтересным. Использование новых информационных
технологий, например, мультимедийных приложений к учебникам, на уроках
иностранного языка дает преимущества перед стандартной системой обучения в
следующем:
·
повышается интерес, мотивация учебной
деятельности;
·
осуществляется дифференцированный подход;
·
каждый учащийся становится субъектом
процесса обучения;
·
облегчается процесс контроля и оценки
знаний;
·
развиваются привычки учебной деятельности
(планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Внедрение
информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
·
в начальной школе происходит смена ведущей
деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых
возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот
процесс более плавным;
·
большая часть знаний, умений и навыков,
полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной
деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно
снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой
компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
·
высокая степень эмоциональности младших
школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия
же с использованием компьютера позволяют частично разрядить высокую
эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
·
мультимедиа-учебники призваны
автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала
до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный
учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового
подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том
числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением
видеофрагментов.
От эффективности данного этапа обучения зависит дальнейшее развитие
учеников, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, а также уровень их
заинтересованности в изучении иностранного языка и его применении в своем
дальнейшем обучении. Поэтому использование компьютерных технологий в обучении иностранному
языку младших школьников необходимо начинать с его первых ступеней. Никто из
учащихся не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания –
вот что дает использование компьютера на уроках. А это, в свою очередь, вместе
с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи..
Внимание
детей в младшем возрасте отличается малой устойчивостью – они могут
сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут, поэтому
предлагается сочетать задания с использованием информационных технологий и игры
с реальными предметами в классе (на уроке продолжительностью 40 минут).
Использование информационных технологий помогает разнообразить виды
деятельности и удерживать внимание на «надоевшей теме», так как работа над ней
предлагается в новой форме.
Компьютер
является одним из средств достижения высокой мотивации при обучении иностранному
языку. При помощи компьютерных программ
и
обучающих дисков достичь этой цели нетрудно. Нужно только
тщательно изучить диски и программы, отобрать
наиболее подходящие по темам,
по
интересам обучаемого и изыскать возможность продолжить наращивать по степени
трудности применение учебного материала. Подготовка к
применению компьютерных технологий требует от преподавателя не
только больших материальных ресурсов, душевных сил и свободного
времени, но и знания основ компьютерной технологии. Ведь
некоторые компьютерные дисковые программы могут быть несовместимы с тем программным
обеспечением, которое установлено на Вашем компьютере.
Не
менее важно выбрать правильный баланс между занимательностью и
учебными целями.
Цель
обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то
есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя – активизировать
деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать
ситуации для их творческой активности. Внедрение современных образовательных
технологий в процесс преподавания иностранного языка доступно
каждому учителю. Следует только
подумать
о
том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило бы их
задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии,
то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Применение
современных образовательных технологий способствует повышению мотивации,
интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Таким
образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки интенсификации
образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать
психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического
усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
И
все же, как бы то ни было, компьютер на уроках не может заменить учителя.
Только разумное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических и
дидактических материалов, творчества, технических
средств может дать желаемый результат
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.