«Особенности переходного периода подростков»
Определение переходного возраста.
Это период перехода от детского состояния ко взрослому. Что такое
взрослость? Это во-первых самостоятельность (свобода и независимость), а
во-вторых ответственность за себя и умение брать на себя ответственность за
других людей. Большинство детей взрослость ассоциируют со свободой. Они
считают, что взрослый может делать то, что ему хочется. А кто же больше всего
мешает этой свободе? Конечно родители, учителя, старшие братья и сестры может
быть еще милиция. Это все свобода внешняя, которая зависит от множества
обстоятельств. Мы едем на машине и она ломается. Только что были свободны, а
сейчас уже нет. Вчера были здоровы, а сегодня заболели и все планы рухнули.
Сегодня мы свободны в выборе занятий- например игровые автоматы, а через
некоторое время становимся рабами этих игровых автоматов. Об этом мы еще
поговорим. То есть внешняя свобода может привести к потере всякой свободы.
Возрастные рамки переходного возраста.
Для юношей составляет 14-25 лет, а у девушек
12-23 года. Девушки взрослеют на 2 года быстрее. Некоторые психологи
утверждают, что современные молодые люди полностью взрослеют к 28-30 годам. То
есть в этом возрасте они могут брать ответственность за других людей, например
создать семью, семью полноценную не гражданский брак, который ни к чему не
обязывает. Семью - главной целью которой будет деторождение.
Схема развития
личности.
Русский психолог Ананьев разработал схему
развития личности, разбив жизнь человека на 4 периода.
1)
0-1 год. На ребенка влияют
только биологические характеристики, 100% генотип. Формируется:
Ø
темперамент
Ø
левша, правша
Ø
конституция тела
Ø
природные задатки и
склонности
Это все надо принять! Иначе приведет к
деформации личности.
2)
2-8 лет –влияют психологические
характеристики, 50% -гены, 50% - внешняя среда. Формируется
·
характер
·
интеллект
·
воображение
·
речь
·
мышление
·
внимание некоторые
·
память развиваются
всю жизнь
·
эмоции
·
творчество – развивается,
если позволить ребенку делать, что он хочет –предоставлять больше свободы – не
зря дети в этот период любят разбирать игрушки, конструктор, рисовать на обоях.
·
Формируется воля, мотив –
устойчивые достижения, не поддаются коррекции (т.е. если мотив – удовольствие,
трудно потом заставить работать! если все легко дается, без усилий, то воля не
вырабатывается. Надо создавать ситуации, чтобы ребенок мог прилагать волевые
усилия.)
Роль родителей: либо содействие, либо
противодействие. Родители могут направлять развитие тех или иных качеств.
3)
9-16 лет. Влияние социальных
характеристик, 100% - внешняя среда.
Появляется патология: снижается
работоспособность, иногда ребенок может только есть и спать, повышается
давление, головные боли, становится навязчивой критика себя. В 13 лет - самый
серьезный кризис. Дети различают только черное и белое - не принимают никаких
компромиссов.
В этом возрасте формируются:
·
Жизненный опыт (больше
нагружать, давать различные поручения)
·
Система ценностей (любовь,
дружба, семья, богатство – что будет наиболее важным….)
·
Направления личности
(эгоизм, альтруизм, созидание или разрушение, забирать или отдавать)
·
Умение общаться
·
Социальный статус (кем
буду, выбор профессии)
·
Склонности и интересы
(хобби)
4)
от 17 лет. Индивидуальные
характеристики 100% - внутренняя среда.
Развивается:
·
Самооценка
·
Самореализация
·
Самосознание
·
Самостоятельность
Роль родителей здесь равна нулю!
Способы
взаимодействия родителей и подростка.
Сегодня мы остановимся на возрастном периоде 13-15
лет – это возраст ваших детей. Началась пора взросления. Хочется быть
самостоятельным, самому принимать решения. Хочется свободы. Они говорят: Я сам
знаю, что мне надо; это не ваше дело, это мои проблемы. Авторитет родителей
резко падает. Наибольшую значимость для подростков приобретают сверстники, их
мнение для них очень важно. Они говорят: Все так одеваются, у всех есть, а у
меня нет. Они хотят подражать тем сверстникам, которые им кажутся уже
повзрослевшими: которые курят, выпивают, девушкам хочется косметики, красят
волосы, делают пирсинг, татуировки, все чаще.хлопают дверями, закрываются у
себя в комнате, обижаются. Такое их поведение закономерно. Они зачастую и сами
себе не рады. Они испытывают множество стрессов от непонимания их родителями
или учителями.
Стресс – это естественная реакция организма на
изменения (как на позитивные так и на негативные). Но любой стресс истощает
биологические ресурсы человека. Частые стрессы ведут к гипертонии, инфаркту и
другим болезням. Также стресс порождает неврозы и затем депрессии – а это уже
страшно, так как депрессия может заканчиваться психиатрической больницей или
суицидом.
Такие страшные последствия могут при
неблагоприятном воздействии внешней среды. Наша задача – задача взрослых -
защитить своих детей, оказать максимально помощь в этот сложный возрастной
период.
И только настоящая родительская любовь может
уберечь вашего ребенка от страшных последствий. Конечно, легко любить ребенка
послушного, спокойного, который хорошо учится, помогает в домашнем хозяйстве. И
трудно принимать непослушание, грубость, уклонение от учебы и домашних дел. Но
если мы – родители – их не принимаем, их примут в другом месте. Обогреют,
приласкают, дадут сигарету, угостят пивом, а далее и наркотиком. И уж тогда несдобровать
всей вашей семье.
Надо запастись большим терпением и тактом, быть предельно
внимательным к своему взрослеющему ребенку. Необходимо объяснять ребенку, что
взрослость – это свобода, но не свобода внешняя, а внутренняя.
Внешняя свобода – это внешние проявления взрослости, подчас не
самые лучшие: закурить, попробовать алкоголь, приобрести сексуальный опыт. Но
действительно ли это свобода.
Закурить – потом трудно бросить, ведь все курильщики
понимают, что курение вредно для здоровья, но они просто не могут бросить.
Алкоголь в таком раннем возрасте
замедляет творческие и мыслительные процессы, может привести к страшной болезни
– алкоголизму.
Наркотик - это уже всем известно
приводит к наркозависимости.
Таким образом, все эти внешние
проявления свободы на самом деле приводит к зависимости. Ребенку надо это
объяснять и показывать на собственном примере. Если мы говорим, что даже пиво
вредно для детского организма, а сами при этом регулярно употребляем его – дети
нам не поверят На самом деле внутренняя свобода – это умение отказаться от
дурных предложений, умение сохранить свои принципы – не стать зависимым.! Девушкам
надо чаще говорить о целомудрии, о последствиях добрачных половых связей, о
грехе аборта – как детоубийстве. Девушки впервые влюбляются в этом возрасте,
причем чаще всего во взрослого юношу или кажущегося взрослым. Все эти пробы
взрослой жизни естественно трудно принимаются родителями. Проблема вечная –
отцов и детей.
Очень важно сохранить с детьми доверительные
отношения. Не допускать конфликтов, потом трудно из них выходить. Конфликты с
подростками – явление привычное.
Итак, самое главное ваше оружие в отношениях с
детьми – это ваша родительская любовь, терпение, мудрость, такт, понимание.
Вспоминайте себя в этом возрасте или своих близких. Читайте литературу по
психологии педагогике для родителей, только осторожно выбирайте авторов, лучше
русских. Помните, что Ваш ребенок уникален, другого такого нет. Поэтому и нет
общих рецептов. Какой подход выбрать к вашему ребенку – это подскажет вам ваше
любящее сердце.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.