Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Классному руководителю / Статья на тему "Особенности переходного периода подростков"

Статья на тему "Особенности переходного периода подростков"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


«Особенности переходного периода подростков»


Определение переходного возраста.

Это период перехода от детского состояния ко взрослому. Что такое взрослость? Это во-первых самостоятельность (свобода и независимость), а во-вторых ответственность за себя и умение брать на себя ответственность за других людей. Большинство детей взрослость ассоциируют со свободой. Они считают, что взрослый может делать то, что ему хочется. А кто же больше всего мешает этой свободе? Конечно родители, учителя, старшие братья и сестры может быть еще милиция. Это все свобода внешняя, которая зависит от множества обстоятельств. Мы едем на машине и она ломается. Только что были свободны, а сейчас уже нет. Вчера были здоровы, а сегодня заболели и все планы рухнули. Сегодня мы свободны в выборе занятий- например игровые автоматы, а через некоторое время становимся рабами этих игровых автоматов. Об этом мы еще поговорим. То есть внешняя свобода может привести к потере всякой свободы.


Возрастные рамки переходного возраста.

Для юношей составляет 14-25 лет, а у девушек 12-23 года. Девушки взрослеют на 2 года быстрее. Некоторые психологи утверждают, что современные молодые люди полностью взрослеют к 28-30 годам. То есть в этом возрасте они могут брать ответственность за других людей, например создать семью, семью полноценную не гражданский брак, который ни к чему не обязывает. Семью - главной целью которой будет деторождение.


Схема развития личности.

Русский психолог Ананьев разработал схему развития личности, разбив жизнь человека на 4 периода.

  1. 0-1 год. На ребенка влияют только биологические характеристики, 100% генотип. Формируется:

    • темперамент

    • левша, правша

    • конституция тела

    • природные задатки и склонности


Это все надо принять! Иначе приведет к деформации личности.


  1. 2-8 лет –влияют психологические характеристики, 50% -гены, 50% - внешняя среда. Формируется

  • характер

  • интеллект

  • воображение

  • речь

  • мышление

  • вhello_html_m51974c27.gifнимание некоторые

  • память развиваются всю жизнь

  • эмоции

  • творчество – развивается, если позволить ребенку делать, что он хочет –предоставлять больше свободы – не зря дети в этот период любят разбирать игрушки, конструктор, рисовать на обоях.

  • Формируется воля, мотив – устойчивые достижения, не поддаются коррекции (т.е. если мотив – удовольствие, трудно потом заставить работать! если все легко дается, без усилий, то воля не вырабатывается. Надо создавать ситуации, чтобы ребенок мог прилагать волевые усилия.)

Роль родителей: либо содействие, либо противодействие. Родители могут направлять развитие тех или иных качеств.


  1. 9-16 лет. Влияние социальных характеристик, 100% - внешняя среда.

Появляется патология: снижается работоспособность, иногда ребенок может только есть и спать, повышается давление, головные боли, становится навязчивой критика себя. В 13 лет - самый серьезный кризис. Дети различают только черное и белое - не принимают никаких компромиссов.

В этом возрасте формируются:

  • Жизненный опыт (больше нагружать, давать различные поручения)

  • Система ценностей (любовь, дружба, семья, богатство – что будет наиболее важным….)

  • Направления личности (эгоизм, альтруизм, созидание или разрушение, забирать или отдавать)

  • Умение общаться

  • Социальный статус (кем буду, выбор профессии)

  • Склонности и интересы (хобби)


  1. от 17 лет. Индивидуальные характеристики 100% - внутренняя среда.

Развивается:

  • Самооценка

  • Самореализация

  • Самосознание

  • Самостоятельность

Роль родителей здесь равна нулю!


Способы взаимодействия родителей и подростка.

Сегодня мы остановимся на возрастном периоде 13-15 лет – это возраст ваших детей. Началась пора взросления. Хочется быть самостоятельным, самому принимать решения. Хочется свободы. Они говорят: Я сам знаю, что мне надо; это не ваше дело, это мои проблемы. Авторитет родителей резко падает. Наибольшую значимость для подростков приобретают сверстники, их мнение для них очень важно. Они говорят: Все так одеваются, у всех есть, а у меня нет. Они хотят подражать тем сверстникам, которые им кажутся уже повзрослевшими: которые курят, выпивают, девушкам хочется косметики, красят волосы, делают пирсинг, татуировки, все чаще.хлопают дверями, закрываются у себя в комнате, обижаются. Такое их поведение закономерно. Они зачастую и сами себе не рады. Они испытывают множество стрессов от непонимания их родителями или учителями.

Стресс – это естественная реакция организма на изменения (как на позитивные так и на негативные). Но любой стресс истощает биологические ресурсы человека. Частые стрессы ведут к гипертонии, инфаркту и другим болезням. Также стресс порождает неврозы и затем депрессии – а это уже страшно, так как депрессия может заканчиваться психиатрической больницей или суицидом.

Такие страшные последствия могут при неблагоприятном воздействии внешней среды. Наша задача – задача взрослых - защитить своих детей, оказать максимально помощь в этот сложный возрастной период.

И только настоящая родительская любовь может уберечь вашего ребенка от страшных последствий. Конечно, легко любить ребенка послушного, спокойного, который хорошо учится, помогает в домашнем хозяйстве. И трудно принимать непослушание, грубость, уклонение от учебы и домашних дел. Но если мы – родители – их не принимаем, их примут в другом месте. Обогреют, приласкают, дадут сигарету, угостят пивом, а далее и наркотиком. И уж тогда несдобровать всей вашей семье.

Надо запастись большим терпением и тактом, быть предельно внимательным к своему взрослеющему ребенку. Необходимо объяснять ребенку, что взрослость – это свобода, но не свобода внешняя, а внутренняя.

Внешняя свобода – это внешние проявления взрослости, подчас не самые лучшие: закурить, попробовать алкоголь, приобрести сексуальный опыт. Но действительно ли это свобода.

Закурить – потом трудно бросить, ведь все курильщики понимают, что курение вредно для здоровья, но они просто не могут бросить.

Алкоголь в таком раннем возрасте замедляет творческие и мыслительные процессы, может привести к страшной болезни – алкоголизму.

Наркотик - это уже всем известно приводит к наркозависимости.

Таким образом, все эти внешние проявления свободы на самом деле приводит к зависимости. Ребенку надо это объяснять и показывать на собственном примере. Если мы говорим, что даже пиво вредно для детского организма, а сами при этом регулярно употребляем его – дети нам не поверят На самом деле внутренняя свобода – это умение отказаться от дурных предложений, умение сохранить свои принципы – не стать зависимым.! Девушкам надо чаще говорить о целомудрии, о последствиях добрачных половых связей, о грехе аборта – как детоубийстве. Девушки впервые влюбляются в этом возрасте, причем чаще всего во взрослого юношу или кажущегося взрослым. Все эти пробы взрослой жизни естественно трудно принимаются родителями. Проблема вечная – отцов и детей.

Очень важно сохранить с детьми доверительные отношения. Не допускать конфликтов, потом трудно из них выходить. Конфликты с подростками – явление привычное.

Итак, самое главное ваше оружие в отношениях с детьми – это ваша родительская любовь, терпение, мудрость, такт, понимание. Вспоминайте себя в этом возрасте или своих близких. Читайте литературу по психологии педагогике для родителей, только осторожно выбирайте авторов, лучше русских. Помните, что Ваш ребенок уникален, другого такого нет. Поэтому и нет общих рецептов. Какой подход выбрать к вашему ребенку – это подскажет вам ваше любящее сердце.

  • Классному руководителю
Описание:

Это период перехода от детского состояния ко взрослому. Что такое взрослость? Это во-первых самостоятельность (свобода и независимость), а во-вторых ответственность за себя и умение брать на себя ответственность за других людей. Большинство детей взрослость ассоциируют со свободой. Они считают, что взрослый может делать то, что ему хочется. А кто же больше всего мешает этой свободе? Конечно родители, учителя, старшие братья и сестры может быть еще милиция. Это все свобода внешняя, которая зависит от множества обстоятельств. Мы едем на машине и она ломается. Только что были свободны, а сейчас уже нет. Вчера были здоровы, а сегодня заболели и все планы рухнули. Сегодня мы свободны в выборе занятий- например игровые автоматы, а через некоторое время становимся рабами этих игровых автоматов. Об этом мы еще поговорим. То есть внешняя свобода может привести к потере всякой свободы.

Автор Шилова Ольга Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 898
Номер материала 36339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: